Речь (говорение) - деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива; употребление (использование) разнообразных средств языка для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно информации, обращение к слушателю, побуждение его к действию и т.п.
Речь выполняет многообразные функции. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. В зависимости от формы общения изменяется и форма речи. Одной из них является экспрессивная речь.
Речь детей является объектом изучения и формирования различных научных дисциплин: педагогики, лингвистики, психологии, коррекционной педагогики, логопедии.
Мы рассмотрим понятие экспрессивной речи с логопедической и психологической точки зрения.
Логопедические основы понятия экспрессивной речи:
Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Во внешней речи, в свою очередь, различают два вида: устную и письменную речь.
Устная речь. Может быть диалогической и монологической. Устная диалогическая речь - непосредственное общение двух или нескольких людей в форме разговора или обмена репликами. Диалогическая (разговорная) речь - наиболее простой вид речи. В ходе диалога собеседник ставит уточняющие вопросы, подает реплики и т.п. Это превращает диалогическую речь в речь поддерживаемую. Диалогическая речь обычно сопровождается жестами, мимикой, пантомимой, а также той или иной интонацией, что упрощает взаимопонимание собеседников. Часто говорящие совместно наблюдают за обсуждаемым предметом, что создает определенную ситуацию и превращает речь в ситуативную. В структурном отношении диалогическая речь характеризуется недостаточной развернутостью, для нее типичны неполные предложения.
Вариант диалогической речи - беседа, отличительная особенность которой - наличие определенного вопроса, требующего обсуждения. В беседе содержатся элементы, свойственные монологической речи.
Монологическая речь - последовательное связное изложение системы мыслей одним лицом. Монологическая речь имеет форму доклада, рассказа, лекции и т.п. Она развивалась на основе диалогической речи, и также имеет ситуацию общения, но характер общения здесь иной, т.к. монолог не прерываем. Монологическая речь - контекстная, развернутая, для нее характерны грамматически полносоставные предложения. Обычно монологическая речь бывает заранее подготовленной.
Одно из средств совершенствования монологической речи - письменная речь, имеющая ряд общих черт с устной монологической речью.
Письменная речь исторически появилась позднее устной. В большинстве современных языков письменная речь.
Осуществляется при помощи букв, обозначающих звуки речи. Исключение составляют языки, пользующиеся идеографическим, а также иероглифическим письмом.
Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самого слова и организующих предложения знаков препинания. Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Разновидность письменной речи - письмо к близким, содержание которого обычно предполагает знание ситуации, о которой сообщается в письме.
Экспрессивная речь - внешняя форма речи, активное устное или письменное высказывание.
Речь моторная (син. речь экспрессивная) - формулировка и высказывание своих мыслей, чувств, желаний в устной или письменной форме.
Моторная (экспрессивная) речь - произнесение звуков речи самим человеком.
Экспрессивная речь - это процесс высказывания с помощью языка в форме активной устной речи или письма. Высказывание начинается с замысла высказывания, затем проходит стадию внутренней речи и заканчивается стадией развернутого внешнего речевого высказывания в виде устной речи или письма.
Психологические основы понятия экспрессивной речи.
Экспрессивная речь - (от лат. expressio - выражение) активное устное и письменное высказывание. Устная экспрессивная речь начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи и завершается произнесением слов. Письменная экспрессивная речь имеет сходное психологическое строение, за исключением завершающего этапа, который выражается здесь в виде написания слов (рукописно или на машинке). Нарушения устной и письменной экспрессивной речи характерны для различных форм афазии и обусловлены либо дефектами замысла высказывания и внутренней речи, либо трудностями произношения слов или их написания. Характер нарушения устной и письменной экспрессивной речи определяется локализацией поражения коры головного мозга (левого полушария у правшей, правого у левшей). У слепых письменная экспрессивная речь выражается в воспроизведении слов с помощью дактильных знаков.
Прочее о педагогике:
Целевая программа развития профессиональной квалификации педагогических
работников как выражение заказа на перспективу развития учреждения
№ Мероприятия Сроки проведения Ответственные исполнители Ожидаемый результат или форма представления планируемых рез-тов Источник финансир-я 1. Изучение потребностей в повышении квалификации педагогических работников. 2002 Старший воспитатель Аналитический материал Бюджетные средства 2. Выявление т ...
Категориальный аппарат педагогики
Для познания специфики той или иной науки необходимо уяснить содержание базовых категорий, которыми оперирует данная наука. Категориями науки называются ее предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. . В любо ...
Понятие и функции обучения
Масштабы, глубина и многообразие изменений, которыми отмечено начало XXI века, в своей совокупности явно не имеют аналогов ни в каком из веков. Становится все труднее успевать осмысливать происходящие процессы, быстро превращающиеся в пройденный этап. В нынешней ситуации в мире кризис ценностей, ид ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.