Образование сегодня » Организация и методика закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин » Особенности организации закрепления знаний на уроках специализированных дисциплин

Особенности организации закрепления знаний на уроках специализированных дисциплин

Страница 1

Одно из требований к учебной работе студентов на уроках специальных дисциплин - ее посильность на соответствующем этапе обучения, наличие у студентов необходимого запаса знаний и умений. Вместе с тем посильность задания предполагает не легкость его, а необходимость приложения максимума усилий для выполнения задания, ибо только это дает ощутимые результаты в развитии познавательных способностей.

Очень важно, чтобы студенты приобретали не только фактические знания и умения, но и необходимые интеллектуальные умения, т.е. умели анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, доказывать, защищать свое мнение. Важно также, чтобы содержание упражнений и самостоятельной работы представляло для студентов интерес, что в значительной степени повышает мотив познавательной деятельности.

Эти требования определяют как содержание заданий, так и методику проведения работ по закреплению знаний студентов.

Рассмотрим типичные виды упражнений, применяемых при изучении специальных предметов. Одним из видов таких упражнений является решение учебных задач.

Выполняя самостоятельные работы, студенты используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, приобретают умения решать новые для них проблемы познавательного и практического характера.

Одним из типичных видов самостоятельных работ является выполнение заданий по систематизации изученного материала, способствующих формированию у студентов способностей к обобщению и усвоению системы знаний. Такие работы целесообразно оформлять в виде таблиц, которые служат одновременно заданием и рабочим материалом.

Распространенным видом самостоятельных работ является решение продуктивных задач, требующее от студентов определенных мыслительных усилий. Продуктивные задачи бывают количественными и качественными. Количественные продуктивные задачи - это в основном задачи, условия которых содержат не все исходные данные для их решения. Студентам необходимо определить, какие данные нужны дополнительно, где их найти, какую использовать справочную литературу, таблицы, стандарты и т.п.

Большинство продуктивных задач - качественные, т.е. задачи-вопросы. Основные виды качественных продуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки, сборки, наладки и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, процессов, эффективности и т.п.); на определение (причинно-следственных зависимостей); на объяснение (явлений, процессов, принимаемых решений и т.п.). При изучении специальных предметов широко применяются самостоятельные работы по планированию (проектированию) профессиональной деятельности. Наилучших результатов добиваются те преподаватели, которые обучают студентов планировать технологические процессы в тесном контакте с мастерами, по единой системе и методике, чтобы студенты имели возможность на практике проверить результаты своего творческого труда.

Важное значение в решении этой задачи играют методы обучения. Проектный метод - востребованный и эффективный метод закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин.

При подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, связанным со сферой обслуживания, типичным видом самостоятельных работ является решение творческих задач на принятие решений в различных производственных ситуациях.

Результативность упражнений и самостоятельных работ студентов во многом зависит от руководства преподавателя: он определяет цепь работы, выдает задания, формулирует познавательные задачи, планирует порядок выполнения работ, регулирует их сложность и трудность, руководит деятельностью студентов, контролирует и оценивает ее.

Большое значение имеет характер помощи, оказываемой студентам. Наблюдая за студентами, не следует вмешиваться в их работу, когда в этом нет необходимости. Помощь преподавателя должна быть своевременной: поспешность, излишняя опека лишает студентов инициативы, а запоздалая помощь зачастую приводит к грубым ошибкам и закреплению их. Не следует давать студентам готовые указания, как исправить ошибку. Нужно добиться, чтобы они сами нашли способ устранения и предупреждения ее. Следует всегда помнить, что чувство эмоционального подъема, которым сопровождается самостоятельное выполнение трудного задания, способствует воспитанию волевых качеств и целеустремленности.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Подготовка социальных педагогов на психолого-педагогическом факультете КрасГУ
На Психолого-педагогическом факультете Красноярского Государственного университета сравнительно недавно возникла специальность «Социальная педагогика». Особенностью подготовки социальных педагогов в КрасГУ является курс «Введение в специальность», который на Психолого-педагогическом факультете начи ...

Классификация компьютерных средств обучения
Рассмотрим педагогические задачи, решаемые с помощью КСО: − начальное ознакомление с предметной областью, освоение её базовых понятий и концепций; − базовая подготовка на разных уровнях глубины и деятельности; − выработка умений и навыков решения типовых практических задач (так на ...

Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к ос ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru