Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.
Содержание образования — это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.
Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами.
Прежде всего — необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденции развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Наряду с «Законом об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Объем школьного компонента содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся: 1) общеобразовательный характер учебного материала;
2) гражданская и гуманистическая направленность содержания;
3) связь учебного материала с практикой перемен в обществе;
4) основообразующий и системообразующий характер материала;
5) интегративность изучаемых курсов;
6) гуманитарно-этическая направленность содержания образования;
7) развивающий характер учебного материала;
8) взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
9) эстетические аспекты содержания образования. Содержание образования находит выражение вучебных планах, программах, учебниках.
Учебный план общеобразовательной средней школы — это учебный план, который составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы (разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы) и рабочий учебный план (разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно).
Прочее о педагогике:
Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического
развития через ознакомление с жизнью школы
В психологии отмечаются два пути формирования мотивов учения: 1) ознакомление детей с общественным смыслом учения, 2) учение, как личностно заинтересовавшаяся ребенка деятельность. В соответствии с этим, во-первых: расширяются представления о школе, деятельности учителя и ученика; раскрываются новы ...
Процесс проведения и результаты констатирующего эксперимента
Качество образования является важнейшим направлением в деятельности школы. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства.Орган ...
Содержание экспериментальной работы по развитию творческих способностей
младших школьников средствами математики
Развитие творческого подхода к делу, активности, самостоятельности, инициативности – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития творческих способностей младших школьников, развитие их поз ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.