Образование сегодня » Место научной работы студентов в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов » Научная работа как источник формирования профессиональных компетентностей

Научная работа как источник формирования профессиональных компетентностей

Страница 1

В России исторически системы образования и науки разделены. Высшее образование сосредоточено в университетах, академиях и институтах. Большая часть их управляется Министерством образования, а научные исследования проводятся в большей степени в Российской Академии Наук (РАН), и в гораздо меньшем объеме в университетах, научных организациях отраслевых министерств.

На протяжении последних 10-15 лет происходили процессы, которые усугубили разобщение науки и образования. В наибольшей степени это коснулось университетской науки, особенно в провинциях. На фоне недостаточного финансирования исследований росла аудиторная нагрузка преподавателей высшей школы, которая за последние 10 лет увеличилась с 400 до 1000 часов в год. У преподавателей просто не остается времени для исследований. Снижение престижности профессии ученого привело к уменьшению роли исследовательских работ как образовательного инструмента. Обострилась проблема преемственности поколений в науке и образовании.

Углубление разобщения науки и образования имеет целый ряд негативных последствий. Снижается качество подготовки специалистов. Особенно это касается формирования научного мировоззрения. Недостаточное или формальное присутствие исследовательского компонента в образовательном процессе приводит к тому, что далеко не всегда даже специалисты с высшим естественно-научным образованием понимают, как получаются новые научные результаты и как на их основе формируется научная картина мира, как отличить научно установленные факты от шарлатанства и лженауки. Часто на работу приходят специалисты, которые не только не умеют ставить исследовательские задачи, но и не владеют в нужной мере методами решения уже поставленных, как научных, так и практических задач.

Говоря о научной работе студентов, необходимо обратиться к трудам С.И.Гессена. Именно С.И.Гессен утверждал, что «овладение методом научного исследования — эта последняя цель научного образования — может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего очагом научного исследования…».

Университет, таким образом, по утверждению Гессена C.B., не просто учебное заведение, а очаг научного исследования и только в меру развиваемой им научной деятельности также и высшая научная школа. Задача университетского преподавателя – работать в своей науке, которой он может учить лишь в меру своей исследовательской работы.

По утверждению С.И.Гессена, «учение и исследование в университете совпадают, и это равно касается как студентов, через учение приступающих … к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих свое никогда не кончающееся учение. Студент тем лучше, чем больше он выказал самостоятельности в научной работе, чем больше надежд подает он как будущий ученый».

Полнотой представленного в университете знания отличается университет от всех других высших школ. Правда, полнота представленного в университете знания никогда не может быть абсолютной уже потому, что наука постепенно развивается. «Полнота научного знания, свобода преподавания и учения и самоуправление – характеристики университета как очага научного знания, обеспечивающего непрерывность научного творчества через организацию преподавания… и приобщение учащегося к исследовательской работе» .

Центр тяжести в научном исследовании должен полагаться на самостоятельную работу учащихся, на качество представляемых ими диссертаций, темы которых выбираются учащимися по добровольному соглашению с преподавателем и по которым можно судить о научной зрелости студентов, выражающейся в его умении разработать отвечающую его научному интересу тему.

«Университет является тем уникальным учреждением, в котором образовательный процесс опирается на фундаментальные научные исследования, проводимые в самом Университете».

Итак, что же означает это словосочетание - "фундаментальные научные исследования"? Под этим термином понимаются «исследования, предпринимаемые с целью углубления и расширения знаний о структуре, свойствах, закономерностях существования и развития природных, искусственных и социальных объектов и систем вне связи с потребностями непосредственного применения получаемых знаний для решения конкретных практических задач (хотя такая связь и может быть впоследствии обнаружена)».

Задачи, стоящие перед исследовательским университетом, включают подготовку специалистов, в том числе высококвалифицированных, способствуют повышению качества на всех уровнях образования, усиливают связи учебных заведений, научных организаций и производства. Эффективность создания исследовательского университета связана с непрерывностью и вариативностью образования, с привлечением научных кадров для педагогической работы, с сохранением сложившихся научных и педагогических школ, с использованием уникальной материально-технической базы и приборного парка научно-исследовательских институтов, центров и лабораторий, с появлением приборов коллективного пользования и с созданием новых интегративных «технологически связанных» образований.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Социальность и разумность человека
Человек — не только существо космическое, природное. Он — общественно-историческое существо. Одной из важнейших его характеристик является социальность. Рассмотрим это утверждение. Так же органично, как к Космосу и природе Земли, человек принадлежит к социуму, к человеческому сообществу. Само возни ...

Рекомендации по воспитанию у школьников с задержкой психического развития социально-приемлемого поведения
Для успешной коррекционной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении, учителю необходимо иметь как можно больше информации о каждом учащемся. Это общие сведения об учащемся, его родителях, других членах семьи, определить влияние друзей, улицы на поведение подростка. Учет результатов все ...

Рекомендации по формированию невербального общения
Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение. Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, выступает с особой ясностью, так как неумение правильно в ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru