Представляется, что не следует усматривать в самостоятельной работе лишь способ увеличения времени на занятия языком еще и вне школы. Пока не будут сформированы приемы учебного труда, самостоятельная работа должна выполняться в основном на уроке. Планируя урок, учитель должен предусмотреть время на нее, а также на выполнение упражнений, направленных на совершенствование речевой деятельности (они должны включать материал, усвоенный в ходе такой работы).
Самостоятельная работа и деятельность учащихся под руководством учителя имеют, разумеется, одну цель, но они находятся на разных регистрах. Функция самостоятельной работы — подготовка к речи, совершаемая «за занавесом», даже если она происходит на уроке. Работа с учителем — это общение «на сцене». Используя далее эти выражения, мы выделяем специальную организационную форму самостоятельной работы на уроке — «репетицию», во время которой происходит интенсивная подготовка к речи: учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, обращаются к памяткам, используют наводящие вопросы, опоры, пользуются средствами внешнего самоконтроля.
«Репетицию» можно провести, объединив учеников в пары и группы. Это позволит им осуществить взаимоконтроль и взаимопомощь. Самоподготовка будет более результативной, если «генеральную репетицию» провести непосредственно перед общением, которым будет руководить учитель.
Учащиеся убеждаются в том, что такая подготовка дает положительные результаты, т. е. обратная связь проявляется наглядно в ходе коммуникативного процесса. Самоконтроль выступает в единстве с внешним контролем со стороны учителя.
По мере того как учащиеся овладевают умениями учебного труда в ходе самостоятельной работы, затрачивая на нее все меньше времени и добиваясь большей результативности, центр тяжести переносится на самостоятельную работу дома (в зависимости от этапа обучения).
Объем самостоятельной работы на начальном этапе обучения невелик, правильнее говорить о ее элементах в основном в ходе проведения игр. Имеет смысл, например, включать в нее задачи на «лингвистическую сообразительность», побуждать детей по контексту определять род и число существительных, лицо и временную форму глагола.
На среднем и старшем этапах обучения объем самостоятельной работы возрастает, она осуществляется в основном при выполнении домашних заданий. Результаты ее контролируются на следующем уроке. Подготовка к самостоятельной деятельности и собственно деятельность должны быть явными для учеников. Поэтому вплоть до X класса им рекомендуется регулярно выполнять небольшие задания, а затем обсуждать извлеченную при этом информацию, например в ходе самостоятельного чтения.
Представляется, что руководители и участники школьных методических объединений, учитывая высокую результативность самостоятельной работы учащихся, должны определять, в каких классах и какого характера самостоятельную работу им следует предлагать; рекомендовать источники информации, к которым желательно обращаться; находить наиболее действенные формы и приемы руководства ею, виды внешнего самоконтроля, способы сочетания самостоятельной работы учеников с работой под руководством учителя.
Если самостоятельная работа ведется систематически, она, несомненно, способствует прочному усвоению изучаемого иностранного языка в единстве с развитием приемов учебного труда.
Прочее о педагогике:
Познавательный интерес как педагогическая проблема
Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли. Так, средневековая педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей – считала проявления интереса греховным началом в человеке. Об ...
Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Слово – инструмент познания мира. Именно поэтому с особой тщательностью нужно относиться к организации словарной работы на уроке русского языка и литературы. По большому счету весь урок языка – это работа со словом. Через слово учащиеся узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, кра ...
Психологическое воспитание подростков
Почти все исследования генетической психологии сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности. От того, как меняется личность и ее самосознание после наступления половой и социальной зрелости, известно очень мало. Но детские и юношеские переживания можно правильно оценить только ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.