Образование сегодня » Место научной работы студентов в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов » Научная работа как источник формирования профессиональных компетентностей

Научная работа как источник формирования профессиональных компетентностей

Страница 2

Переход классического университета к созданию исследовательского университета должен основываться на развитии научных исследований и инновационной деятельности и на опережающем развитии непрерывного образовательного процесса через систему общего (полного) образования, начального и среднего профессионального образования, по всем блокам высшего профессионального образования (бакалавриат, подготовку специалистов, магистратуру), подготовку специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, переподготовку и повышение квалификации взрослого населения.

Социальная педагогика рассматривается как специфическая область практической научно-преобразовательной деятельности людей в социальной сфере, в социальных институтах педагогического и непедагогического характера. Цель такой практической социально-педагогической деятельности — гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности человека, его социального здоровья и жизнедеятельности, социального функционирования.

Также социальная педагогика понимается как научная дисциплина, которая отражает научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества. Предметом научной дисциплины «социальная педагогика» становятся в этом случае общие и педагогические закономерности взаимодействия личности и социума. Целью этой научной дисциплины также является научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума, гармонизация этого взаимодействия на уровне практической работы.

Социальная педагогика понимается и как деятельность людей и институтов социума, государства и общества, объект которой — научные исследования, обобщение опыта социально-педагогической деятельности, знания в области социума и отношений в нём.

Цель социальной педагогики как образовательного комплекса — формирование научной социально-педагогической картины мира у тех педагогов, кто работает с людьми в разнообразных сферах и областях социума. Это практические социальные педагоги, социальные педагоги-исследователи (соискатели, аспиранты и докторанты), теоретики этой науки, преподаватели, слушатели и студенты разнообразных вузов, ведущих подготовку социальных педагогов и социальных работников. Эта категория слушателей идёт от эмоционально-ценностного отношения к опыту деятельности и далее к базовым знаниям.

Научная деятельность социального педагога должна быть основана теоретически и проведена профессионально: с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой функциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа.

Большую роль в успешном осуществлении психолого-педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью. Поэтому при организации психолого-педагогических исследований очень важно исходить не только из достижений психолого-педагогической теории, но и из развития практики. Без глубокого и всестороннего научного анализа практической деятельности будущих специалистов невозможно наметить эффективные пути совершенствования образовательного процесса в ВУЗах. Оно должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению учебных и воспитательных задач, формированию всесторонне и гармонично развитых профессионалов.

В ходе исследования следует искать свое аргументированное объяснение новым фактам, явлениям, дополнять и уточнять сложившиеся взгляды, быть смелым в своих предположениях. Однако эта смелость должна сочетаться с научной обоснованностью и предусмотрительностью, так как психолого-педагогические исследования связаны с живыми людьми, а каждое общение с человеком должно его духовно обогащать.

При изучении личности и групп людей объективность способов воздействия на них становится одним из краеугольных камней современных психологии и педагогики. Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты.

«Успех психолого-педагогического исследования во многом зависит от реализации принципа всесторонности изучения психолого-педагогических процессов и явлений. Любой педагогический феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. К примеру, образовательный процесс в ВУЗе сложен, динамичен и неразрывно связан со многими факторами». Следовательно, его и надо изучать как определенное явление, относительно обособленное от внешней среды и в то же время, находящееся в тесном контакте с ней. Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного психолого-педагогического процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и срезах. При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной обобщающей модели и, в конечном счете — в целостной теории, раскрывающей суть исследуемой проблемы.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Способы оценивания уровня развития собственно силовых способностей у детей младшего школьного возраста
Для оценки максимальной силы у детей младшего школьного возраста. Легче и проще всего произвести замер максимальной силы у детей данного возраста при помощи различных динамометров. Динамическую силу у детей младшего школьного возраста измерять не рекомендуется, так как чтобы измерить максимальную д ...

Программа приобщения младших школьников к здоровому образу жизни
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений ...

Формы организации детской музыкальной творческой деятельности
В музыкальном искусстве XX века революционный процесс обновления содержания и формы (тематики, выразительных средств и методов музыкально-образного воплощения нового идейного содержания) уже несколько раз потрясал устойчивые музыкальные своды. Однако музыкальная педагогика в детских садах, начала и ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru