Образование сегодня » Место научной работы студентов в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов » Роль научной работы студентов в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов

Роль научной работы студентов в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов

Страница 5

Основы работы с семьей –57,1 % (12 человек);

Критическое мышление – 38 % (8 человек);

Социально-педагогическое проектирование – 80,9 % (17 человек).

Немного другая картина сложилась на 5 курсе. Поскольку студенты были задействованы в написании проектов и ощутили дефициты знаний структуры, содержания их написания, студенты предложили ввести в программу обучения немного раньше, чем на 5 курсе, «Социально-педагогическое проектирование». «Психоконсультирование и психокоррекция» оказалась в фаворите у большинства студентов. Интересные лекции и семинары, сплоченность группы на занятиях подтолкнули предложить данный курс начать немного раньше и увеличить количество часов. «Методика работы с детьми группы риска» заинтересовала большинство группы, поскольку студенты в своей практической работе и при написании курсовых и дипломной работы сталкивались с детьми группы риска и, вероятнее всего, не могли самостоятельно найти решения в возникающих трудных ситуациях. Поэтому было предложено продолжить данный курс.

6. Хотели бы сами выбирать собственную программу обучения, если была бы такая возможность, примерно одинаковое количество студентов 4 и 5 курсов.

4 курс – 100 % (18 человек);

5 курс – 95,2 % (20 человек);

и лишь 4,8 % (1 человека) на 5 курсе вполне устраивает предложенная программа обучения. Таким образом, большинство студентов готовы самостоятельно выбирать индивидуальную программу обучения. Скорее всего, это связано с недовольством студентов количеством часов некоторых курсов, которые они хотели бы увеличить для более детального изучения программы, либо, наоборот, уменьшить (потому что некоторые дисциплины можно изучать самостоятельно с помощью необходимой литературы, и лишь иногда при необходимости консультироваться с преподавателем). Возможно, студенты недовольны некоторыми преподавателями, как уже выявлено по результатам анкетирования, и желали бы самостоятельно выбирать, кто будет вести данный курс. А также, можно предположить, что некоторые студенты не считают нужным изучение некоторых дисциплин, или хотели бы заменить тот курс, который не включен в программу обучения будущих специалистов. 7. На вопрос: «Что Вы понимаете под научной работой?», студенты 4 и 5 курсов ответили практически единогласно, что научная работа – это написание и реализация научных проектов и написание курсовых / дипломных работ. Тревожен тот факт, что вариант ответа «проведение исследований» студенты 4 курса выбрали 11,1 % (2 человека), а студенты 5 курса 19 % (4 человека). «Публикация статей» понимается под научной работой студентами 4 курса лишь 5,6% (1человек) и студентами 5 курса всего 14,3 % (3 человека). Хотя в образовательной программе есть дисциплина «Методы социальных исследований» и практически каждый студент участвовал в рамках хотя бы данного курса в проведении исследований, но лишь малая часть студентов считает их за научную работу. 8. Занятия наукой студентами 4 курса считаются желательными, но не обязательными – 72,2 % (13 человек) и такой же точки зрения придерживаются 90,5 % (19 человек) студентов 5 курса. Вариант «Обязательны» занятия наукой для студента ВУЗа выбрали 9,5 % (2 человека) студентов 5 курса. Очень печально, что именно такого мнения не придерживаются большинство студентов как 4 курса, так и 5 курса. Поскольку именно научная деятельность позволяет развить профессиональные компетентности будущих специалистов, умение самостоятельно решать неординарные ситуации, быстро находить правильное решение серьезных проблем. 9. Научной работой студенты 4 курса совсем не занимаются – 55,6 % (10 человек) и 33,3 % (7 человек) студентов 5 курса. Лишь 4,8 % (1 человек) 5 курса регулярно проводит исследования, публикует статьи и участвует в научных проектах. Очень печальный факт. Вероятнее всего, это говорит о малой заинтересованности студентов в научной деятельности, они не видят в научной деятельности ее преимуществ, тех возможностей, которые можно приобрести в этом процессе. Научная работа как естественная составляющая учебного процесса мало интересна студентам 4 и 5 курса. 10. Именно такие же выводы можно сделать и по следующему вопросу анкеты. Потому что большинство студентов 4 курса (94,4%) и студентов 5 курса (80,9 %) участвовали лишь в написании курсовых и дипломных работ. Хотя учебный процесс предусматривает проведение исследований, как в рамках некоторых дисциплин, так и в проектной деятельности студентов. Если сделать общий обзор тематики курсовых и дипломных работ, то большинство респондентов продолжают исследование одной темы при написании курсовых и дипломных работ. Студенты 4 курса продолжают тематику в своих курсовых – 66,7 % (12 человек); Студенты 5 курса – 76,2 % (16 человек). Скорее всего, это говорит о заинтересованности студентов в выбранных ими темах, желании более конкретно исследовать определенный феномен. А также похвально то, что большинство студентов уже определились с интересующими их направлениями социально-педагогической работы. По результатам анкетирования будущих социальных педагогов 4 и 5 курсов, можно сделать общий вывод, что понимание содержания, целей и функций научной работы у студентов размытое. Занятия наукой считают желательными, но не обязательными. Это говорит о том, что специальность «Социальная педагогика» практикоориентирована, в отличие от физического факультета, где научная деятельность – одна из ведущих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Педагогическая мысль Древней Греции
В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: "Кто не философ, да не войдет в педагогику". Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, ...

Общая характеристика профессиональной деятельности
Сущность профессиональной подготовки как отображения цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, воспроизводящей инвариантные параметры личности и деятельности педагога. Цели нынешнего высшего образования все больше связываются с становлением мастерски-личностных качеств выпу ...

Акселерация и проблемы полового воспитания школьников. Задачи, содержание и возрастной подход
Акселерация — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагог ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru