Образование сегодня » Школьный учебник в системе обучения » Интегрирующая функция

Интегрирующая функция

На современном этапе развития образования особое и всевозрастающее значение приобретают присущие в системе средств обучения только учебнику такие специфические функции, как интегрирующая и координирующая.

Бурное развитие средств массовой информации, насыщение учебного процесса аудиовизуальными и другими пособиями приводят к тому, что учебник не может выступать (наряду, естественно, со словом учителя) в качестве единственного источника учебной информации. Сейчас кино, радио, телевидение, периодическая печать, научно-популярная и справочная литература изо дня в день выдают такое количество самой разнообразной и оперативной информации, что никакой учебник в этом с ними конкурировать не может. Средства массовой информации, как и технические средства обучения, несут богатейшую и очень ценную информацию. Но, охватывая (зачастую очень глубоко) в какой-то конкретный период только какую-то часть содержания образования, такая информация по своей сути остается фрагментарной.

В учебнике целенаправленно отобрано основное, в нем отработаны в системе основополагающие знания. Учебник призван дать целостное представление о предмете изучения, а в конечном счете в системе учебных книг, — о мире и законах его развития, о применении этих законов в практической деятельности человека.

Рассчитанный на постоянное и повседневное пользование в течение длительного времени (комплект учебников — на все годы школьного обучения), учебник прежде всего интегрирует знания и умения, приобретенные школьником в рамках учебной программы в различных видах деятельности и из разных учебных источников. Тем самым современный учебник располагает реальной возможностью для того, чтобы последовательно формировать методы научного мышления, воспитывать у учащегося умения самостоятельно и верно оценивать факты, перерабатывать всю ту массу информации, которая к нему поступаем. Вооружая учащегося методами научного подхода к фактам и явлениям, учебник создает плацдарм для эффективного самообразования школьника, для его самостоятельной продуктивной деятельности как в процессе обучения, так и в последующей трудовой жизни.

Интегрирующая функция учебника служит, таким образом, своеобразным каркасом, объединяющим как внутреннюю структуру учебника по предмету (внутрипредметные связи), так и, что не менее важно, систему учебных пособий, в которых заложены знания и умения, являющиеся опорными при изучении материала данного учебника (межпредметные связи).

Следует отметить, что из всех средств обучения, находящихся в распоряжении учителя, только учебник обладает интегрирующей функцией, только он способен обеспечить внутреннюю взаимосвязь компонентов системы обучения того или иного предмета с опорой на межпредметные связи, которые можно реализовать на конкретном этапе обучения.

Прочее о педагогике:

Подготовка, проведение и анализ деловой игры
Для проверки гипотезы исследования в группах студентов 3-4 курсов ИГНД Томского Политехнического Университета был проведен обучающий эксперимент, в котором приняло участие 13 студентов. Участники были разбиты на две группы: контрольная и экспериментальная. Для сравнения уровня подготовки участников ...

Мониторинг качества обучения на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному в средней общеобразовательной школе
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур ...

Особенности развития памяти младших школьников с умственной отсталостью
Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru