Внимание исследователей привлекал и сам процесс формирования мнения о другом человеке, основные его факторы, механизмы и феномены. Так, по мнению А.А. Бодалева, В.Н. Куницыной, большое влияние на адекватность сформированного по первому впечатлению образа человека оказывает психологическая установка на воспринимаемого, ибо она делает восприятие избирательным.
Главным механизмом формирования мнения о другом человеке является социальная стереотипизация, поскольку основной задачей восприятия человека является определение социальной, групповой принадлежности партнера, ориентировка в межгрупповом общении. Стереотипы – это «житейские обобщения», устойчивые представления о каких-либо явлениях или людях, свойственные представителям той или иной группы (Г.М. Андреева, В.С. Агеев, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Г.М. Кондратенко, Н.А. Русина, А.К. Уледов, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов). Стереотипы функционируют в обществе как эталоны оценки личности, облегчая ориентацию в процессах общения и практической деятельности. При восприятии незнакомого человека, происходит его отнесение к определенной социально-психологической категории на основе визуальных знаков внешнего облика, поведения, что позволяет снять неопределенность в общении.
Выделяют два типа стереотипов:
1) представления, характеризующие людей как членов определенных национальных, социальных и политических групп;
2) стереотипы, касающиеся связи внешних проявлений и внутреннего содержания личности (Г.М. Андреева).
Описаны стереотипы невербального поведения для трех социальных ролей: коллега, родственник, ученик (В.А. Лабунская, М.Т. Ногерова), невербальные паттерны феминности – маскулинности (М.В. Буракова), паттерны невербального поведения людей в различной социальной роли и национально-культурной обусловленности их восприятия (М.Т. Ногерова), стереотипы восприятия социальной роли учителя (Е.А. Петрова).
В зарубежной психологии активно изучаются стереотипные суждения о связи внешности и психологических характеристик людей: в очках, с бородой, большим лбом, полных, с определенным телосложением, манерой одеваться, физически привлекательных и пр. Б.Д. Парыгин провел исследование физиогномического опыта наших соотечественников. Он описал физиогномические стереотипы, а также указал те черты личности, которые чаще всего отмечаются на основе внешности.
Стереотипизация осуществляется следующим образом: на основе элементов внешности, социального оформления, поведения, речи наблюдатель относит воспринимаемого человека к определенной группе, затем актуализируется социальный стереотип, и происходит приписывание наблюдаемому всех качеств, свойственных типичному представителю данной группы, а остальные особенности оказываются не в фокусе восприятия. Стереотип формирует ожидания определенного поведения от человека и, если произошла ошибка в приписывании стереотипа, то возникает недопонимание людьми друг друга.
Исследования факторов, определяющих характер восприятия другого человека, позволило выделить три основных (А.А. Бодалев и др.):
1. Субъективные характеристики внешнего облика другого человека – его физическая наружность, экспрессия, оформление внешности.
2. Личностные качества субъекта восприятия – психический склад и отношение к различным сторонам действительности, индивидуальные особенности развития.
3. Ситуация, в условиях которой происходит познание другого человека.
В реальном процессе межличностного восприятия данные факторы всегда действуют в теснейшем единстве.
Раскроем основное содержание каждого из факторов.
В современной отечественной психологии межличностного общения (А.А. Брудный, М.В. Гамезо, Г.А. Глотова, Г.С. Клычков, Е.А. Петрова, И.А. Хабаров и др.) влияние субъективных характеристик внешнего облика другого человека на формирование впечатления о нем, рассматривается с позиции визуальной психосемиотики общения. Ее структуру составляют три визуально-коммуникативные структуры: габитус – физический облик, конституция и пр.; социальное оформление внешности – одежда, прическа, украшения и пр.; кинесика – мимика, жестикуляция, походка, позы и пр.
Прочее о педагогике:
Урок как основная форма обучения учащихся. Требования к уроку
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской шко ...
Реализация идей музейной педагогики
Структурным компонентом использования музейной педагогики в воспитательном процессе являются мини – музеи в дошкольном учреждении. Они органично дополняют образовательную среду ДОУ и становятся полем приобщения детей к духовно – историческим ценностям региона, страны. Мини - музеи способствуют расш ...
Педагогика - наука о воспитании
Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос” - дитя и “аго” - вести. В дословном переводе “пайдагогос” означает “детоводитель”. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.