Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Изучение социального восприятия отечественными и зарубежными учеными

Изучение социального восприятия отечественными и зарубежными учеными

Страница 2

Внимание исследователей привлекал и сам процесс формирования мнения о другом человеке, основные его факторы, механизмы и феномены. Так, по мнению А.А. Бодалева, В.Н. Куницыной, большое влияние на адекватность сформированного по первому впечатлению образа человека оказывает психологическая установка на воспринимаемого, ибо она делает восприятие избирательным.

Главным механизмом формирования мнения о другом человеке является социальная стереотипизация, поскольку основной задачей восприятия человека является определение социальной, групповой принадлежности партнера, ориентировка в межгрупповом общении. Стереотипы – это «житейские обобщения», устойчивые представления о каких-либо явлениях или людях, свойственные представителям той или иной группы (Г.М. Андреева, В.С. Агеев, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Г.М. Кондратенко, Н.А. Русина, А.К. Уледов, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов). Стереотипы функционируют в обществе как эталоны оценки личности, облегчая ориентацию в процессах общения и практической деятельности. При восприятии незнакомого человека, происходит его отнесение к определенной социально-психологической категории на основе визуальных знаков внешнего облика, поведения, что позволяет снять неопределенность в общении.

Выделяют два типа стереотипов:

1) представления, характеризующие людей как членов определенных национальных, социальных и политических групп;

2) стереотипы, касающиеся связи внешних проявлений и внутреннего содержания личности (Г.М. Андреева).

Описаны стереотипы невербального поведения для трех социальных ролей: коллега, родственник, ученик (В.А. Лабунская, М.Т. Ногерова), невербальные паттерны феминности – маскулинности (М.В. Буракова), паттерны невербального поведения людей в различной социальной роли и национально-культурной обусловленности их восприятия (М.Т. Ногерова), стереотипы восприятия социальной роли учителя (Е.А. Петрова).

В зарубежной психологии активно изучаются стереотипные суждения о связи внешности и психологических характеристик людей: в очках, с бородой, большим лбом, полных, с определенным телосложением, манерой одеваться, физически привлекательных и пр. Б.Д. Парыгин провел исследование физиогномического опыта наших соотечественников. Он описал физиогномические стереотипы, а также указал те черты личности, которые чаще всего отмечаются на основе внешности.

Стереотипизация осуществляется следующим образом: на основе элементов внешности, социального оформления, поведения, речи наблюдатель относит воспринимаемого человека к определенной группе, затем актуализируется социальный стереотип, и происходит приписывание наблюдаемому всех качеств, свойственных типичному представителю данной группы, а остальные особенности оказываются не в фокусе восприятия. Стереотип формирует ожидания определенного поведения от человека и, если произошла ошибка в приписывании стереотипа, то возникает недопонимание людьми друг друга.

Исследования факторов, определяющих характер восприятия другого человека, позволило выделить три основных (А.А. Бодалев и др.):

1. Субъективные характеристики внешнего облика другого человека – его физическая наружность, экспрессия, оформление внешности.

2. Личностные качества субъекта восприятия – психический склад и отношение к различным сторонам действительности, индивидуальные особенности развития.

3. Ситуация, в условиях которой происходит познание другого человека.

В реальном процессе межличностного восприятия данные факторы всегда действуют в теснейшем единстве.

Раскроем основное содержание каждого из факторов.

В современной отечественной психологии межличностного общения (А.А. Брудный, М.В. Гамезо, Г.А. Глотова, Г.С. Клычков, Е.А. Петрова, И.А. Хабаров и др.) влияние субъективных характеристик внешнего облика другого человека на формирование впечатления о нем, рассматривается с позиции визуальной психосемиотики общения. Ее структуру составляют три визуально-коммуникативные структуры: габитус – физический облик, конституция и пр.; социальное оформление внешности – одежда, прическа, украшения и пр.; кинесика – мимика, жестикуляция, походка, позы и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Цели использования НИТ в системе образования
Выделим педагогические цели использования НИТ в системе образования: − интенсификация всех уровней учебной подготовки; − развитие личности обучаемого; −подготовка к жизни в условиях информационного общества; − реализация социального заказа, обусловленного процессами информат ...

Понятие детской литературы и ее жанров
В связи с тем, что нами определена тема работы « Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере использования детской литературы», выше уже были раскрыты понятие времени, особенности его восприятия детьми дошкольного возраста. Далее остановимся на понятии детской литерат ...

Пути повышения эффективности урока в современных условиях
Деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. С их учетом разрабаты ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru