Образование сегодня » Развитие слухоречевой памяти у детей » Слухоречевая память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Слухоречевая память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Страница 1

Образная память является основой для развития слухоречевой памяти. Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Слуховая память – образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.

Под слухоречевой памятью понимается способность человека запоминать слова, предъявляемые на слух.

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений, смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.

Проблемам памяти учеников с умственной отсталостью посвящено немало исследований, которые показали, что в частности слухоречевая память у школьников с умственной отсталостью являются значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Например, с 10 слов нормально развивающиеся младшие школьники могут усвоить 6–8, а для запоминания всего ряда им необходимо 2–3 повторения.

Младшие школьники с умственной отсталостью с первого раза усваивают 3–5 слов, а для воссоздания всего ряда требуют четыре и больше повторений. Многократное повторение ряда слов часто не улучшает качества запоминания. И после первого, и после второго повторения дети могут называть то же количество слов. Б.И. Пинський объясняет это явление тем, что дети с умственной отсталостью не владеют мнемическим действием: они не знают, что надо делать, только бы запомнить, не пользуются мнемическими приемами .

Кроме того, они испытывают особые трудности припоминая материал, который был представлен в более сложной форме.

Дети с умственной отсталостью младшего школьного возраста медленнее ориентируются в условиях предъявляемой задачи, и их результаты, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, ниже. Младшие школьники с умственной отсталостью после первого предъявления (на слух) ряда слов точно воспроизводят лишь длину ряда (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова. Словесные парамнезии отражают специфическую для этой категории детей внутреннюю неустойчивость их речемыслительной системы. Допущенные ошибки воспроизведения дети с умственной отсталостью, как правило, не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Особенно сложным для детей с умственной отсталостью оказывается воспроизведение середины серии из десяти слов.

У младших школьников с умственной отсталостью заметно снижена слухоречевая память по сравнению с нормально развивающимися детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Для того чтобы запомнить тот или иной материал ученикам с умственной отсталостью младших классов, требуется значительно большее число повторений, чем их нормально развивающимся сверстникам (Г.М. Дульнев, Т.В. Егорова, И.М. Соловьев, Б.И. Пинский и др.)

Дети с умственной отсталостью младшего школьного возраста испытывают трудности при воспроизведении стихотворения или текста, который был воспринят на слух. Запоминают частично, особенно первую и последнюю строку. Детям трудно проследить цепочку событий в стихотворении или рассказе, отмечается большое количество ошибок, среди которых наиболее частыми являются замены и пропуски. Эти ошибки часто изменяют содержание воспринимавшегося материала, нарушают ритмичность.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Современные модели обогащения содержания образования
Современное российское образовательное законодательство не только допускает, но и прямо предполагает различные направления в педагогике и педагогической психологии и соответственно их реализацию в образовательных учреждениях. Существуют образовательные (педагогико-психологические) концепции, по кот ...

Сущность воспитания и его виды
Понятие воспитание — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смы ...

Буддизм
Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет. Из наставлений Будды Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённы ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru