Образование сегодня » Развитие слухоречевой памяти у детей » Слухоречевая память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Слухоречевая память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Страница 2

Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, случайные признаки, а внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом, так как не вычленяются. Также плохо они понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения. У детей с умственной отсталостью позже, чем у нормально развивающихся формируется произвольное запоминание. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать .

Когда школьникам с умственной отсталостью читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание. Преднамеренное запоминание учащихся вспомогательной школы почти не отличается от непреднамеренного. Это показали проведенные Г.М. Дульневым, Б.И. Пинским эксперименты. Стараясь получше запомнить рассказ, дети с умственной отсталостью еще больше фиксируют внимание на отдельных фразах и словах, и поэтому еще хуже улавливают смысл того, что им читают. Они не умеют целесообразно направить свое внимание на то, чтобы понять сюжет рассказа или его основную идею. Воспроизведение полученной информации носит бессистемный характер из-за непонимания логики событий. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым, но у них хорошо развита механическая память, в основе которой лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов .

Слухоречевая память младших школьников с умственной отсталостью характеризуется тем, что они не умеют правильно организовывать припоминание материала, отмечаются эпизодическая забывчивсть, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала, замены, искажения слов, замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения.

Учащиеся младших классов с умственной отсталостью не умеют пользоваться приемами опосредствованного, то есть осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал хуже, чем отдельные слова или числа.

Следовательно, у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста заметно снижен объем слухоречевой памяти, отмечаются замены, пропуски, искажения слов, эпизодическая забывчивость, неточность воспроизведения. Дети не владеют мнемическими приемами припоминания. Отмечается закон «края». Кроме того, наблюдается значительное нарушение внутренней структуры систем: изменяется количество, последовательность и смысловая иерархия подсистем различного уровня. Наибольшие нарушения в организации систем обнаружены при воспроизведении относительно сложного в смысловом и структурном плане материала.

Личность детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста отличается своеобразием. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии и понимании эмоциональных состояний, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, им характерна неадекватная самооценка. Недоразвитие познавательных процессов затрудняет их учебную деятельность.

Память играет большую роль в становлении и развитии познавательной деятельности ребенка. Обучение детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста в большей мере опирается на процессы памяти, которые характеризуются большим своеобразием. Память учащихся с умственной отсталостью характеризуется нарушениями запоминания (недостаточная осмысленность и непоследовательность, зависимость от содержания материала), сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведения (неточность). Следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Методические рекомендации по декоративному рисованию в старшей группе
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тон ...

Организация и проведение внеклассной работы по английскому языку в практике школы
Внеклассная работа играет важную роль в изучении иностранного языка. Она не только углубляет и расширяет знания, но также способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает ин ...

Творческая деятельность и математическое творчество
Понятие математического творчества. В монографии сказано, что при определенных условиях организации учебного процесса, возможно инициировать, «запустить» процесс детского математического творчества. Инициация такого рода детской активности, способствующей личностному росту ученика, развитию его мыс ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru