Образование сегодня » Развитие слухоречевой памяти у детей » Слухоречевая память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Слухоречевая память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Страница 2

Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, случайные признаки, а внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом, так как не вычленяются. Также плохо они понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения. У детей с умственной отсталостью позже, чем у нормально развивающихся формируется произвольное запоминание. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать .

Когда школьникам с умственной отсталостью читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание. Преднамеренное запоминание учащихся вспомогательной школы почти не отличается от непреднамеренного. Это показали проведенные Г.М. Дульневым, Б.И. Пинским эксперименты. Стараясь получше запомнить рассказ, дети с умственной отсталостью еще больше фиксируют внимание на отдельных фразах и словах, и поэтому еще хуже улавливают смысл того, что им читают. Они не умеют целесообразно направить свое внимание на то, чтобы понять сюжет рассказа или его основную идею. Воспроизведение полученной информации носит бессистемный характер из-за непонимания логики событий. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым, но у них хорошо развита механическая память, в основе которой лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов .

Слухоречевая память младших школьников с умственной отсталостью характеризуется тем, что они не умеют правильно организовывать припоминание материала, отмечаются эпизодическая забывчивсть, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала, замены, искажения слов, замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения.

Учащиеся младших классов с умственной отсталостью не умеют пользоваться приемами опосредствованного, то есть осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал хуже, чем отдельные слова или числа.

Следовательно, у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста заметно снижен объем слухоречевой памяти, отмечаются замены, пропуски, искажения слов, эпизодическая забывчивость, неточность воспроизведения. Дети не владеют мнемическими приемами припоминания. Отмечается закон «края». Кроме того, наблюдается значительное нарушение внутренней структуры систем: изменяется количество, последовательность и смысловая иерархия подсистем различного уровня. Наибольшие нарушения в организации систем обнаружены при воспроизведении относительно сложного в смысловом и структурном плане материала.

Личность детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста отличается своеобразием. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии и понимании эмоциональных состояний, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, им характерна неадекватная самооценка. Недоразвитие познавательных процессов затрудняет их учебную деятельность.

Память играет большую роль в становлении и развитии познавательной деятельности ребенка. Обучение детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста в большей мере опирается на процессы памяти, которые характеризуются большим своеобразием. Память учащихся с умственной отсталостью характеризуется нарушениями запоминания (недостаточная осмысленность и непоследовательность, зависимость от содержания материала), сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведения (неточность). Следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Сущностные характеристики творческих способностей
Каковы же сущностные характеристики творческих способностей? От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, зависит то, как эта деятельность выполняется. Б.М.Теплов выделял следующие три основных признака понятия «способность»: - Во – первых, под спосо ...

Воспитательная работа с учащимися
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Основной деятельностью становится учение. Формируются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В поведении отчетливо проявляются типоло ...

Особенности обучению чтению старшеклассников
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии имеются довольно обстоятельные надежные и убедительные исследования по проблеме психологии старших школьников. Эти результаты психологических исследований могут быть плодотворно использованы для разработки частных проблем обучения. Более тог ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru