Образование сегодня » Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики » Сущностные характеристики творческих способностей

Сущностные характеристики творческих способностей

Страница 1

Каковы же сущностные характеристики творческих способностей?

От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, зависит то, как эта деятельность выполняется. Б.М.Теплов выделял следующие три основных признака понятия «способность»:

- Во – первых, под способностями понимаются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

- Во – вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей.

- В третьих, понятие « способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Таким образом, можно сказать, что способности – это индивидуально – психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Психолог А.В.Петровский образно сравнивает способности с зерном, которому еще только предстоит развиться: подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

В педагогической энциклопедии термин «способность» рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми разными видами труда к психо – физиологическим особенностям человека, можно говорить также и о способностях к обучению или к игре( например, к спортивной). Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей (например, способности к запоминанию соответствующего материала, способности к воображению, к мыслительным операциям…). Способности могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования. В процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений способности, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значению, проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.

К важнейшим сторонам проблемы следует отнести вопросы о роли наследственности и социальных факторов в проявлении способностей, о развитии и воспитании, о соотношении разных видов, о диагностировании и прогнозировании способностей.

Ряд зарубежных исследователей Ф.Гальтон, Дж. Кеттелл, Вальтер и др. придают решающее значение наследственной одаренности, считая, что среда и воспитание не играют в развитии способностей существенной роли. Под способностями понимаются индивидуально – психологические и двигательные особенности индивида. которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

По В.Н. Дружинину, творческие способности - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческих способностей сводится, по Я.А. Пономареву,к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин и другие отечественные психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческие способности возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческих способностей - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческих способностей связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Виды повторения
В связи с этим мы различаем следующие виды повторения ранее пройденного материала: 1. Повторение в начале учебного года. 2. Текущее повторение всего, ранее пройденного: а) повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие повторению); б) повторение пройденного вне связи с н ...

Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формир ...

История русского костюма в лекциях
Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимае ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru