Выявление основных компонентов содержания научных основ информационных технологий возможно только на основе системного анализа, как множества существующих информационных технологий, так и основных свойств любой информационной технологии и закономерностей ее построения как целенаправленного информационного процесса.
Пространство информационных технологий представляет собой большую систему, обладающую многоуровневой и многосвязной функциональной структурой и общими принципами построения.
В свою очередь, отдельно взятая информационная технология также представляет собой систему различного уровня сложности. При этом сложность системы определяется количеством элементов и взаимосвязей между ними, уровнем (силой) взаимодействия, сложностью вычисляемых функций и алгоритмов их реализации.
Информационным технологиям присущи следующие свойства и закономерности систем: целенаправленность, структурированность, целостность, коммуникативность, устойчивость, динамичность, «стабильность развития».
Целенаправленность определяет функциональное назначение информационной технологии.
Структурированность означает наличие в информационных технологиях независимых взаимодействующих элементов. При функциональном подходе это совокупность информационных функций, при структурном подходе - специальным образом организованная совокупность видов обеспечения (технического, информационного, математического, программного).
Свойство целостности проявляется в возникновении у информационной технологии новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам.
Свойство коммуникативности характеризует информационные технологии с точки зрения взаимодействия с внешней средой и другими информационными технологиями.
Любая информационная технология, как система, не изолирована, она связана множеством коммуникаций со средой.
Важной характеристикой информационной технологии является свойство устойчивости, проявляющееся в способности информационной технологии сохранять работоспособность и основные функциональные характеристики при изменении входной информации. Если такая способность сохраняется только в определенном диапазоне внешней информации, то информационная технология характеризуется ограниченной устойчивостью.
Информационные технологии являются системами, развивающимися во времени, обладают динамикой. Вместе с тем динамичность различных аспектов информационных технологий неравномерна. Наиболее быстро развиваются конкретные способы программно-технической реализации отдельных элементов информационных технологий. Это связано с непрерывным развитием элементной базы, компьютеров, операционных систем и языков программирования нового поколения. В то же время принципы построения информационных технологий, обеспечения их целенаправленной организации являются в значительно большей степени стабильными, консервативными.
Таким образом, информационные технологии имеют четко выраженный системный характер, обладают всеми признаками, свойствами и закономерностями систем.
Прочее о педагогике:
Лингвистическая характеристика устной речи
Говорение — это один из видов деятельности, поэтому оно обладает многими признаками деятельности вообще; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются и какие-то специфические признаки. 1)Мотивированность. Говорение всегда мотивированно. Человек, как правило, говорит потому, ...
Современные модели обогащения содержания образования
Современное российское образовательное законодательство не только допускает, но и прямо предполагает различные направления в педагогике и педагогической психологии и соответственно их реализацию в образовательных учреждениях. Существуют образовательные (педагогико-психологические) концепции, по кот ...
Целевая программа развития профессиональной квалификации педагогических
работников как выражение заказа на перспективу развития учреждения
№ Мероприятия Сроки проведения Ответственные исполнители Ожидаемый результат или форма представления планируемых рез-тов Источник финансир-я 1. Изучение потребностей в повышении квалификации педагогических работников. 2002 Старший воспитатель Аналитический материал Бюджетные средства 2. Выявление т ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.