Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Основной деятельностью становится учение.
Формируются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
В поведении отчетливо проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. Позднее они маскируются привычными формами сложившегося в жизни поведения. Нервная система пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. Поэтому важно формировать навыки самоконтроля и самовоспитания.
Младший школный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. В воспитателной работе с младшими школьниками необходимо опираться на: податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя в их глазах.
Важно добиваться единства требований школы, семьи и общественности.
В воспитании особая роль отводится коллективным играм. Они воспитывают волю, организованность, находчивость, инициативность, чувство товарищества. Отзывчивы дети этого возраста к трудовым начинаниям при условии заинтересованности, увлекательной формы.
Происходит определенное развитие самозознания, что позволяет организовать процесс нравственного самовоспитания.
Дети могут охарактеризовать некоторые качества личности, установить связи между поступками других людей и качествами их личности, начинают качественно характеризовать свои собственные поступки.
Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки зрения возможностей воспитания и самовоспитания. Он считается переломным, переходным, поскольку в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому. Этот переход связан с перестройкой психических и физических процессов, деятельности, личности школьника.
Подростковый возраст – время начала активного формирования мировозрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы одиночных суждений.
В этом возрасте закладывается основы нравственного сознания. От характера нравственной деятельности и опыта зависит формирование личности подростка.
Формирование самосознания, потребность осознать себя как личность – самый важный момент в развитии подростка. Всматриваясь в себя, он стремится узнать слабые и сильные стороны своей личности. Развитие самосознания начинается с оценки своего поведения, моральных качеств, характера, особенностей. Отношение окружающих имеет решающее значение для развития самосознания подростка, формирует верную самооценку.
Выделение образца, нравственного идеала – новый этап в развитии самосознания. Сопоставление с идеалом помогает оценивать свое поведение. Задача учителя – организация самовоспитания подростка.
Кризис подросткового возраста – сопротивление различным педагогическим требованиям, если не учитывается стремление подростка к самостоятельности.
Развитие личности приобретает особое значение.
Движущая сила развития – противоречие между повышением уровня требований со стороны общества и уровнем психического развития старшеклассника.
Заметно развивается самосознание, приобретая качественно-спецефичекий характер. Возникает потребность осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Старший школьник умеет оценить личность в целом. Задача учителя – тактично помогать в формировании правильного представления о себе, собственной личности. Доброжелательная, тактичная, непредвзятая оценка учителя воспринимается с должным вниманием и признательностью.
Прочее о педагогике:
Комплексный метод формирования игры Е.В.
Зварыгиной
Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняется на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. Например, на этапе формирования ознакомительной предметно-игровой деятельности главный компонент руководства игрой – ...
Актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном
учреждении
Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о ...
Содержание экспериментальной работы по развитию творческих способностей
младших школьников средствами математики
Развитие творческого подхода к делу, активности, самостоятельности, инициативности – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития творческих способностей младших школьников, развитие их поз ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.