В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий нами была применена балльно – уровневая система.
Она удобна для:
· диагностики;
· построения системы индивидуальной коррекционной работы;
· отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика включает пять серий заданий, каждая серия включает речевые пробы нарастающей трудности
Структура методики
Экспресс-вариант состоит из пяти серий.
Серия I – Обследование звукопроизношения.
За всю серию наивысшая оценка – 21 балл.
Серия II – Проверка состояния фонематического восприятия.
Три вида проб. Максимальное число баллов – 9.
Серия III – Выявление сформированности звукослогового анализа.
Четыре вида задания. Максимальное число баллов – 12.
Серия IV – Выявление сформированности звукового синтеза.
За всю серию наивысшая оценка – 9 баллов.
Серия V – Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.
В задании используется 10 проб, каждое оценивается в отдельности. Максимальное количество баллов – 30.
Для того чтобы оценка вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение каждой серии были по возможности уравнены. Полное обследование включает 65 проб. Каждая проба оценивается в отдельности, затем подсчитывается сумма баллов за все задания, за серию и далее на основе суммарных оценок за каждую серию выводится общий балл за выполнение всех заданий методики.
Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения дифференцированного результата. Для серии с I по V – это 3; 2; 1; 0 баллов. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, а также вид и количество использованной помощи.
Предлагаемая методика направлена на выявление сформированности фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза.
Большинство заданий не предусматривают помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь действительно эффективна.
Максимальная оценка за успешное выполнение всех проб методики равна 81 баллу. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 81 балл принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за выполнение всего теста на 100 и разделив полученный результат на 81. Такое процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из 4 выделенных нами уровней успешности:
I – высокий уровень – 100 – 80%;
II – средний уровень – 79,9 – 65%;
III – низкий уровень – 64,9 – 50%;
IV– очень низкий уровень – 49,9 и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль:
1. Обследование звукопроизношения.
2. Проверка состояния фонематического восприятия.
3. Выявление сформированности звукослогового анализа.
4. Выявление сформированности звукового синтеза.
5.Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.
Задания на выявление сформированности звукослогового анализа и синтеза у младших школьников.
1 Серия заданий: Обследование звукопроизношения.
Инструкция: «Повторяй за мной слова».
Собака – маска – нос
Сено – василек – высь
Замок – коза
Зима – магазин
Цапля – овца – палец
Шуба – кошка – камыш
Жук – ножи
Щука – вещи – лещ
Чайка–очки–ночь Рыба – корова – топор
Река – варенье – дверь
Лампа – молоко – пол
Лето – колесо – пол
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков ( б, п, д, т, г, к, х) и й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи предоставляется в ходе дальнейшего обследования.
Прочее о педагогике:
Особенности развития памяти младших школьников с умственной
отсталостью
Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые ...
Понятие детской литературы и ее жанров
В связи с тем, что нами определена тема работы « Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере использования детской литературы», выше уже были раскрыты понятие времени, особенности его восприятия детьми дошкольного возраста. Далее остановимся на понятии детской литерат ...
Накопление пассивного словаря детей раннего возраста
Пассивный словарь – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаг ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.