Предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные ( 1 группа – свистящие с, с`, з, з`, ц; 2 – шипящие ш, ж, ч, щ; 3 – л, л`; 4 – р, р`) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки г, к, х и г`, к`, х`, сонорный звук й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков
Критерии оценки:
Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:
3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
2 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы.
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
2 Серия заданий: Проверка состояния фонематического восприятия.
1. Воспроизведение пар слогов в обратной последовательности.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяя за мной как можно точнее»:
– ба – па па – ба –
– са – за за – са –
– жа – ща ща – жа –
– са – ша ша – са –
– ла – ра ра – ла –
– ма – на – ма – на – ма – на –
– да – та – да – та – да – та –
– га – ка – га – ка – га – ка –
– за – са – за – са – за – са –
– ша – жа – ша – жа – ша – жа –
– са – ша – са – ша – са – ша –
– ца – са – ца – са – ца – са –
– ча – тя – ча – тя – ча – тя –
– ра – ла – ра – ла – ра – ла –
Процедура: в начале предъявляется первый член пары (ба – па), затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба); Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
Критерии оценки:
3 балла – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому ( ба – па – ба – па );
1 балл – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов - отказ от выполнения, полная возможность воспроизведения пробы;
2) Различение согласных звуков различной степени акустической и артикулярной противопоставленности в словах.
Материал исследования: предметные картинки (слова-квазеомонимы): почка - бочка, катушка - кадушка, кора -гора, софа - сова, зуб - суп, луша - лужа, лук - люк, круг - крюк, осы-оси, банка - банька, мишка - мышка, сом - том, зверь - дверь, лиса - лица, кочка - кошка, Марина - малина, рак - лак, крыша-крыса, мишка - миска, роза - рожа.
Процедура: ребенку предлагалась пара картинок и давалась инструкция:
«Покажи ту картинку, которую я назову».
Критерии оценки:
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – нарушение дифференциации только по одному признаку;
1 балл – по 2-м признакам;
0 баллов – более чем по 2-м признакам;
3) Различие согласных звуков в слогах.
Речевой материал: слоги, сак - ряк, сяк - щак, як -ляк, пяк- пак, гак -как,мяк - няк вак - бак, дак - нак, лак - рак, тяк -чак.
Процедура: эти пары слогов соотносятся с парой геометрических фигур
одной формы, но разного цвета например: Лицо экранируется, дается инструкция в соответствии, с которой ребенок проделывает необходимые операции с фигурами, соответствующие названным слогам,
Инструкция: «Покажи .», «Дай .», «Возьми» и т.д.
Критерии оценки:
3 балла – правильное различие звуков во всех десяти парах;
2 балла – ошибочное различие пар слогов, отличающихся акустически близкими звуками;
Прочее о педагогике:
Закономерности, принципы и особенности воспитания
Среди гуманистических тенденций функционирования воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творчески ...
Анализ УМК на предмет представленности упражнений
для введения и закрепления лексического материала
Для анализа упражнений для введения и закрепления лексического материала рассмотрим учебник New Opportunities Russian Edition Elementary. Данный учебно-методический комплекс включает в себя учебник, который содержит 16 модулей, 4 раздела по истории и культуре России, каждый из которых состоит из 2 ...
Развитие эмоционального общения со взрослым детей раннего
возраста
Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5–3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос установления контакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди м ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.