Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII–XIII веках. Остальные, например, в Упсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее – в XIV–XV веках.
Само слово universities не употреблялось в средние века. Называли studium, что означает учебное заведение с университетской программой, для наиболее знаменитых – studim generale. Но термин universitas, обозначал корпорацию преподавателей и студентов, и, в конце концов, стал наименованием этого типа учебных заведений. Держась терминологии римского права, средневековые юристы называли университетом (universitas) всякий организованный союз людей, всякую корпорацию – corpus, как говорили тогда, употребляя термин римского права. В том же значении употреблялся и еще один термин римского права – коллегия, хотя коллегией, стал обыкновенно называться отдельный, частичный, союз внутри университетской корпорации. Впрочем, даже и название университета считалось уместным не только в применении к всецелой школьной организации, но и к составной ее части, так что, например, в Болонье, Падуе, Монпелье существовало несколько университетов, что, однако, не мешало им считать себя составными частями одной всецелой univeraitas. С точки зрения организованного союза или общественной организации не было никаких препятствий, и город называл университетом граждан (universitas civium) и любой ремесленный цех, подводя под то же понятие университета, тем более, что исторически первые начала университетов относятся к той же эпохе, на которую падают возникновение самостоятельных городских общин в Италии и формирование западноевропейских цехов. Следовательно, корпорация, образовавшаяся в видах научных интересов, была лишь видовым понятием, подходившим под общее понятие университета как организованного союза людей. Выпускник университета отличался от любого другого образованного средневекового человека наличием степени, диплома, означающие признание его знаний некоторой группы образованных в той же области людей, которое эквивалентно санкции на определенный тип занятий. Однако надо понимать, что образование оставалось частью церковной организации. Покровительство диктовалось задачей религиозного просвещения, которое не возможно без определенной степени образованности духовенство, но не только. Так в 1229 году магистры, только открывшегося университета в Тулузе, писали студентам и магистрам других университетов: «Так что там, где мечи прорубили для вас тропинку, вы будите сражаться острым словом, а там где война недавно справила свою кровавую тризну, вы станете бороться мирными доктринами. Там где лес ереси и греха простер свои колючие ветви, вашими усилиями возрастет кедр католической веры, устремивший свою вершину к звездам». Поддержка университета церковью была важной характеристикой надежности учебного заведения. В том же письме магистры, с целью заманить к себе студентов и магистров пишут «что бы вы были уверенны в прочности университета, мы уже позаботились о том, чтобы это начинание получило одобрение церкви».
Таким образом, если говорить о самых первых этапах становления европейского университета, то он возникает не как прямое следствие или расширение школ низшего, начального уровня, каковой представлен монастырскими школами, соборными школами, капитулярными школами и городскими школами, т.е. учебными заведениями, созданными местными властями (церковными или светскими) в интересах данной местности, района.
Возникновение средневековых университетов часто было результатом скопления вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд и др.) молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставили как учителей, так и их учеников, объединяться ассоциации, в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. Организуясь по образцу ремесленных и купеческих гильдий, эти ассоциации стремились добиться корпоративности, т.е. утвержденного высшей властью право иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась десятилетиями, и новое слово «университет» вызывало такую же неприязнь как слово «коммуна». Ранний период конституирования университетов наложил отпечаток в их дальнейшей истории. От него идет традиция студенческой солидарности и свободомыслия, традиции самоуправления, автономия отдельных землячеств («наций») и факультетов.
Прочее о педагогике:
Анализ УМК на предмет представленности упражнений
для введения и закрепления лексического материала
Для анализа упражнений для введения и закрепления лексического материала рассмотрим учебник New Opportunities Russian Edition Elementary. Данный учебно-методический комплекс включает в себя учебник, который содержит 16 модулей, 4 раздела по истории и культуре России, каждый из которых состоит из 2 ...
Понятие закрепления знаний и его функции
Современный урок можно рассматривать как целостную структурно-функциональную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны, отражают основные положения современной дидактики и направлены на воспитание студентов и формирование их познавательной самостоятельности. Процесс закрепления знаний и уме ...
Методика применения игровых приёмов при обучении иноязычной лексике
Какое же место игровые приёмы занимают на уроке английского языка? Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения очень велика. К.Д. Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий серьёзной обязанностью ребёнка. При этом о ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.