Образование сегодня » Организация и методика закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин » Понятие закрепления знаний и его функции

Понятие закрепления знаний и его функции

Страница 1

Современный урок можно рассматривать как целостную структурно-функциональную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны, отражают основные положения современной дидактики и направлены на воспитание студентов и формирование их познавательной самостоятельности. Процесс закрепления знаний и умений всегда имел и будет иметь место на уроке. Попытки "модернизации" урока, связанные с исключением процесса закрепления из структуры урока как тормозящего развитие студентов, обречены на провал.

Требования к современному уроку позволяют считать закрепление умений его необходимым структурным элементом. Становление и формирование новых знаний происходит в процессе их применения. Закрепление - не самоцель, а средство формирования и приобретения новых знаний, оно не всегда является отдельным и самостоятельным этапом урока, оно может пронизывать его /урока/ компоненты, являясь конечным результатом применения знаний. Задача закрепления знаний, умений и навыков решается в единстве с их обобщением, способствует систематизации знаний.

При тесном взаимодействии с другими элементами урока закрепление может выполнять не только функцию упрочнения знаний, но также функции обучения, развития и контрол. Это еще раз подтверждает то, что закрепление является необходимым структурным элементом современного урока.

Признаки хорошего и современного урока обстоятельно описаны Ивановой Р.Г. К ним относятся многие: от ясной направленности на достижение конкретных целей обучения, воспитания и развития, научности содержания и высокого идейно-политического уровня до спокойной и доброжелательной обстановки на уроке. И вполне естественно, что вопрос этот не является дискуссионным. Однако, хочется добавить, что урок хорош и тогда, когда и преподаватель, и каждый студент работают на оптимально высоком для себя уровне, рационально используя время занятий, и учебная деятельность полностью соответствует целям обучения.

Такие уроки, как правило, приводят к хорошим результатам обучения.

Однако, в практике обучения нередки случаи, когда эффектный внешне урок не является эффективным и не дает хороших знаний. Чаще всего на таких уроках заслонена и подавлена главная идея урока.

Эффектный опыт, привлекающий внимание, может пересказать каждый, а вот с какой целью он проводился, для чего - эти вопросы вызывают затруднения у многих студентов. На истинно современном уроке, сила которого заключается во внутреннем интересе, все внешние средства оживления подчинены одной задаче - помочь выяснить, понять, осознать главную мысль урока; научиться применять полученные знания в различных ситуациях.

Рассмотрим с учетом требований к современному уроку по специальным дисциплинам основные вопросы организации и методики закрепления знаний студентов. Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности студентов, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала.

Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, заданий по тому или иному предмету.

Современная методика нацеливает на высокую активность и самостоятельность студентов в процессе закрепления, недопущение механического характера этого вида работы на уроке. Закрепление на уроке проводится обычно после объяснения нового материала, используется и при выполнении домашнего задания по предмету. Проводятся по плану специальные уроки закрепления материала, уроки повторения и обобщения пройденного, на которых используется этот вид работы со студентами.

Особое значение приобретают на занятиях по специальным дисциплинам первоначальные прочные знания и навыки. Этим навыкам обучаются на уроках в результате тренировок и самостоятельной деятельности все студенты.

При рассмотрении места, целей и содержания закрепления знаний студентов на уроке часто употребляют термины "активность", "самостоятельность", "творчество", характеризующие уровни интеллектуальной, мыслительной деятельности студентов. Соотношения между ними определил известный советский психолог В.А. Крутецкий: "Отношения между понятиями "активное мышление", "самостоятельное мышление" и "творческое мышление" можно обозначить в виде концентрических кругов. Это разные уровни мышления, из которых каждый последующий является видовым по отношению к предыдущему, родовому. Творческое мышление будет самостоятельным и активным, но не всякое активное мышление есть самостоятельное и не всякое самостоятельное мышление есть творческое".

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Анализ результатов коррекционной работы
С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование. Поскольку основная задача коррекционного обучения состояла в формировании лексико-грамматического строя речи (импрессивной и экспрессивной) на контрольном этапе нами исследовались методики исс ...

Повышение уровня обобщённости изучаемых знаний
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...

Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки – С, З, Ш, Ж, Р, – ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Сло ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru