Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Численность, социальное происхождение и национальный состав преподавателей

Численность, социальное происхождение и национальный состав преподавателей

Страница 3

В Париже студенты вместе с преподавателями делились на нации, которые в конечной итоге образовали четыре крупные группы: английскую, галльскую, пикардийскую и норманнскую. Позднее, когда приток преподавателей и студентов из Англии уменьшился, она была заменена на германскую. Надо отметить тот факт, что германская нация первоначально занимала в структуре университета последние место, однако со временем сравнялась в правах с остальными нациями.

По средневековым понятиям только в корпорации, гильдии, цехе горожанин получал законное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире. Первые университеты все же в большой степени были зависимы от власти католической церкви, поэтому все члены корпорации долго именовались «клириками» (clerici), т.е. теми, кто непосредственно, организационно входит в церковную организацию. Постепенно образование становилось не только богословским, но и светским. Образованными становились и миряне – короли, аристократы, купцы, а к концу эпохи – медики, юристы, нотариусы Но по-прежнему в сознании людей образованность оставалась в первую очередь уделом клириков. Даже в начале XV века Кристина Пизанская, воздавая хвалу мудрому королю Франции Карлу V, писала: «Он был хороший клирик». Слово «клирик» долгое время означало не только духовное лицо, но и любого образованного человека. Таким образом, можно говорить о наличии в преподавательской среде двух статусов преподавателей: клирики и миряне.

Критерием подобной классификации служит род преподаваемых ими наук.

Так клирики занимались науками богословскими, в то время как областью приложения труда для мирянина были науки светские. Таким образом, преподаватели – миряне вели занятия по медицине и правоведению, так как занятие подобными науками для клирика было неприемлемым. Папа Григорий IX в 1229 г. запретил изучение Римского права в Париже, дабы не сводить клириков с пути следования церкви. А «удивительный доктор» – францисканец Роджер Бэкон утверждал, что заниматься столь грубой наукой, как Римское право – значит порвать с Церковью.

В университетах преподаватели-клирики часто пользовались церковными бенефициями, позволявшими получать доход от приходов во время педагогической деятельности. Однако размеры бенефиций порой оказывались весьма скромными. Кроме того, многим, прежде всего молодым магистрам искусств, их не предоставляли вовсе. В аналогичном положении находились и миряне – преподаватели права и медицины в южных университетах.

Среди преподавателей средневековых университетов была и еще одна прослойка, а именно, преподаватели-монахи. Преподаватели – монахи читали лекции, облачаясь в каппы своего ордена, в то время как преподаватели – клирики облачались в каппы простого покроя и скромного цвета. Монахи жили на всем готовом, имели залы для занятий, библиотеки. При этом они не приносили присягу университету на верность, не поддерживали корпорацию во время сецессий. Всем этим они вызывали неизменную зависть у студентов и магистров университетов. В середине XIII века в Париже произошел серьезный конфликт между «нищенствующими орденами» – доминиканцами, францисканцами и университетом. За монахов вступился сам папа, и изгнать их из Парижа не удалось. Но враждебность к монахам сохранялась в университетах до конца средних веков.

Таким образом, мы видим, что преподавательский состав средневекового университета был разнороден, как в социальном, так и национальном плане.

Страницы: 1 2 3 

Прочее о педагогике:

Программирование уроков физической культуры
Содержание предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе фиксируется прежде всего в учебной программе, которая является руководящим программно-нормативным документом, направляющим деятельность учителей и учащегося, процессы преподавания и учения. Программа средней школы фикси ...

Понятие творческой деятельности младших школьников
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности ...

Принципы и закономерности процесса обучения и их реализация в деятельности учителя
Общие образовательные закономерности: а) направленность образования на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; б) деятельностный характер обучения и воспитания; в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной деятельности; г) проявление уважения и требоват ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru