Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Численность, социальное происхождение и национальный состав преподавателей

Численность, социальное происхождение и национальный состав преподавателей

Страница 2

Возрастной состав преподавателей тоже был различным. Если учесть, что среди студентов можно было встретить как детей и подростков, так и убеленных сединами старцев, а срок обучения был немаленьким, то и преподавательский состав был в возрастном плане различным. Статуты правда определяют, что претендовать на получение степени мог студент достигший возраста 21 год.

Преподавательский состав средневековых университетов не был однороден. Наиболее многочисленную группу магистров составляют выходцы из бюргерства, но патрициат, рыцарство и даже высшая аристократия также достаточно быстро осознали выгоды университетского образования для своих детей. Характерно, что только дети бюргеров могли бросить образование, довольствуясь лишь низшей степенью магистра искусств, именно они выбирали себе профессию медика, из них состояла влиятельная группа магистров-мирян – адвокатов в городских судах и медиков.

Национальный состав членов университетов Европы тоже был разнородным. Например, в Париж или Болонью стекались штудирующие из всех стран западной Европы, и блестящую профессорскую деятельность проходили в тамошних университетах выходцы из разных чужих стран, как в Болонье многие уроженцы Германии, в Париже пришельцы из той же Германии, Италии и проч. Достаточно вспомнить, что, например, Альберт Великий пришел в Париж из Германии, Фома Аквинский из Неаполя, Петр Ломбард из Наварры, Роберт Пулл из Англии. Даже император Фридрих II доставал в свой государственный университет ученых из дальних стран, например, Петра Ирландца, и открывал двери пришельцам всех наций. Отличными были английские университеты, где национальный состав преподавателей был достаточно однородным. В английские университеты, правда, последовал прилив из Парижа после катастрофы 1229 г., но он и был единственный.

Хотя и в английских университетах различались северяне и южане, но это различие вытекало не из национального происхождения, а из той же внутренней противоположности общественно-политических взглядов и антипатий, которой вообще характеризуется строй британской жизни и которая вызвала образование партий тори и вигов.

Различие в национальном происхождении членов университетской корпорации вызвало появление в европейских университетах «землячеств» в Болонии и «наций» в Париже. Нации образовывались для взаимной поддержки, дисциплины, и в административных целях, потому что всего проще и естественнее было людям, прибывшим на чужбину из одной и той же страны, действовать сообща и помогать друг другу. В парижских нациях главную роль играли преподаватели, а то время как в болонских землячествах активная роль отводилась школярам.

В Болонии землячества могли образовываться с 1158 года. С первой половине XIII в малые землячества или мелкие союзы слились в две большие universitates – университет ультрамонтанов и университет цитрамонтанов (разумеется, с итальянской точки зрения: ультрамонтаны – это пришельцы из-за альпийских гор, цитрамонтаны – пришельцы из разных городов Италии, которым не было надобности переходить через Альпы, чтобы достигнуть Болоньи). Оба университета распадались на частичные союзы («провинции» или «королевства», как их называли). Так, например, университет ультрамонтанов в 1265 г. составлялся из 13-ти провинциальных союзов (галлы, пикардийцы, бургунды, пришельцы из Пуату, Тура и Ле-манса, норманны, каталонцы, венгры, поляки, германцы, испанцы, провансальцы, англичане и гасконцы). Университет цитрамонтанский составлялся из еще большого числа «королевств» (до 18-ти). На взаимодействии обоих университетов, ультрамонтанского и цитрамонтанского, покоилась потом жизнь целого болонского университета

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и принципы
Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания. Сущность перевоспитания заключается не только в борьб ...

Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома
Профессиональная ориентация – это система психолого-педагогических, социально-экономических и медико-физиологических мероприятий, помогающих человеку, стоящему на пороге профессионального выбора, своевременно выбрать профессию с учетом объективных потребностей общества и своих индивидуальных особен ...

Коллектив и личность в книге Л.Д. Столяренко “Основы психологии”
Л.Д. Столяренко в своей книге “Основы психологии” очень много внимания уделяет личность и считает, что коллектив значительно влияет на развитие личности. В книге говорится, что личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденн ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru