Образование сегодня » Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста » Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – возраст «второго детства» (Черник Е.С. 1984г). «Второе детство» - своеобразный мостик между детством и отрочеством. Вчерашний ребенок становится школьником. Это накладывает на него много новых обязанностей. Одной из самых главных обязанностей является соблюдение школьного режима.

Младший и средний школьный возраст отличается от дошкольного возраста, прежде всего некоторыми психическими аспектами.

В отличие от окрашенного эмоциями и фантазией поведения дошкольника поведенческую установку ребенка младшего школьного возраста можно охарактеризовать как «наивный реализм». Наивный потому, что ребенок знакомится с миром, каким он внешне представляется, без проникновения за «поверхность» явлений. Он ведет себя в большой мере некритично и легко, безоглядно, перенимает мнения призванных авторитетов. И все же его основное поведение реалистично, ибо его интерес сосредоточен на объектах детского окружения. Ребенок анализирует окружающую среду, концентрирует свое внимание на деталях, что находит отражение в аналитических процессах восприятия, памяти и мышления. В его способности сосредоточиваться еще отмечается большая неустойчивость, поэтому можно считать нецелесообразными длинные объяснения воспитателя. Ребенок хочет разнообразия в содержании и в методах решения предлагаемых ему задач.

Школьная обстановка и в социальной сфере ставит перед ребенком новые задачи. Хотя некоторые социальные отношения формируются еще в детском саду, школа предъявляет более высокие требования к способности включаться в коллективные интересы и подчиняться им.

Стремление детей к социальным контактам усиливается, хотя они далеко не всегда в состоянии решать все возникающие в этом плане проблемы. Поэтому перед каждым воспитателем стоит задача — направлять социальные отношения, соответственно использовать личный пример и авторитет, упрочивать их и давать возможность каждому ребенку убедиться в преимуществе коллективных действий.

В среднем школьном возрасте происходит дальнейшее дифференцирование психических функций и качеств ребенка. Наивно реалистическую установку в отношении к окружающему сменяет ярко выраженный «критический реализм». Ребенок может в течение длительного времени сосредоточиваться на определенных за дачах, доискиваться закономерных взаимосвязей и обобщений, развивать большую умственную активность, обнаруживая довольно четко дифференцированные и структурно оформленные интересы (преимущественно предметные). Свою жажду знаний он утоляет приключенческими историями, герои которых импонируют ему своими делами; черты характера и конфликтные мотивы действий ему не интересны. Запас понятий в этом возрасте существенно расширяется. Обнаруживается тенденция перехода от наглядно-конкретного к абстрактно-логическому мышлению. Ребенок отличается поразительной памятью, потому что механическое запоминание все больше сменяется логическим осмысленным.

В социальных отношениях образуются стабильные групповые структуры, которые могут часто включать весь класс или тренировочную группу. Положение члена группы в таких коллективах все больше определяется достигаемыми школьником результатами. В этой фазе развития происходит обособление мальчиков и девочек, что объясняется в первую очередь дифференцированием их интересов.

В эмоциональном отношении дети среднего школьного возраста уравновешены и оптимистичны. Часто эта возрастная ступень характеризуется как «абсолютное (завершенное) детство». В дальнейшем происходит более сложное дифференцирование и углубление эмоциональной жизни; частично, видимо, «уходит» прежняя беззаботность.

Прочее о педагогике:

Пути коррекции возможных нарушения поведения учащихся с задержкой психического развития
Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным пове ...

Профессиональные компетентности будущих специалистов
Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека. Она определяет возможность профессионального роста; побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, о ...

Средства и методы воспитания
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Под психологич ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru