Образование сегодня » Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста » Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – возраст «второго детства» (Черник Е.С. 1984г). «Второе детство» - своеобразный мостик между детством и отрочеством. Вчерашний ребенок становится школьником. Это накладывает на него много новых обязанностей. Одной из самых главных обязанностей является соблюдение школьного режима.

Младший и средний школьный возраст отличается от дошкольного возраста, прежде всего некоторыми психическими аспектами.

В отличие от окрашенного эмоциями и фантазией поведения дошкольника поведенческую установку ребенка младшего школьного возраста можно охарактеризовать как «наивный реализм». Наивный потому, что ребенок знакомится с миром, каким он внешне представляется, без проникновения за «поверхность» явлений. Он ведет себя в большой мере некритично и легко, безоглядно, перенимает мнения призванных авторитетов. И все же его основное поведение реалистично, ибо его интерес сосредоточен на объектах детского окружения. Ребенок анализирует окружающую среду, концентрирует свое внимание на деталях, что находит отражение в аналитических процессах восприятия, памяти и мышления. В его способности сосредоточиваться еще отмечается большая неустойчивость, поэтому можно считать нецелесообразными длинные объяснения воспитателя. Ребенок хочет разнообразия в содержании и в методах решения предлагаемых ему задач.

Школьная обстановка и в социальной сфере ставит перед ребенком новые задачи. Хотя некоторые социальные отношения формируются еще в детском саду, школа предъявляет более высокие требования к способности включаться в коллективные интересы и подчиняться им.

Стремление детей к социальным контактам усиливается, хотя они далеко не всегда в состоянии решать все возникающие в этом плане проблемы. Поэтому перед каждым воспитателем стоит задача — направлять социальные отношения, соответственно использовать личный пример и авторитет, упрочивать их и давать возможность каждому ребенку убедиться в преимуществе коллективных действий.

В среднем школьном возрасте происходит дальнейшее дифференцирование психических функций и качеств ребенка. Наивно реалистическую установку в отношении к окружающему сменяет ярко выраженный «критический реализм». Ребенок может в течение длительного времени сосредоточиваться на определенных за дачах, доискиваться закономерных взаимосвязей и обобщений, развивать большую умственную активность, обнаруживая довольно четко дифференцированные и структурно оформленные интересы (преимущественно предметные). Свою жажду знаний он утоляет приключенческими историями, герои которых импонируют ему своими делами; черты характера и конфликтные мотивы действий ему не интересны. Запас понятий в этом возрасте существенно расширяется. Обнаруживается тенденция перехода от наглядно-конкретного к абстрактно-логическому мышлению. Ребенок отличается поразительной памятью, потому что механическое запоминание все больше сменяется логическим осмысленным.

В социальных отношениях образуются стабильные групповые структуры, которые могут часто включать весь класс или тренировочную группу. Положение члена группы в таких коллективах все больше определяется достигаемыми школьником результатами. В этой фазе развития происходит обособление мальчиков и девочек, что объясняется в первую очередь дифференцированием их интересов.

В эмоциональном отношении дети среднего школьного возраста уравновешены и оптимистичны. Часто эта возрастная ступень характеризуется как «абсолютное (завершенное) детство». В дальнейшем происходит более сложное дифференцирование и углубление эмоциональной жизни; частично, видимо, «уходит» прежняя беззаботность.

Прочее о педагогике:

Основные понятия составляющие содержание логико - математического мышления
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача дет ...

Содержание и методика развития координационных способностей
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей В связи с этим одной из главных задач, которую мы решали на занятиях общей физической подготовки является, обеспечение разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота и то ...

Творческая деятельность и математическое творчество
Понятие математического творчества. В монографии сказано, что при определенных условиях организации учебного процесса, возможно инициировать, «запустить» процесс детского математического творчества. Инициация такого рода детской активности, способствующей личностному росту ученика, развитию его мыс ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru