Образование сегодня » Школьный учебник в системе обучения » Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н.Ф. Талызиной

Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н.Ф. Талызиной

Страница 1

Оригинальную трактовку определения функционально-целевой направленности учебника, вытекающую из анализа целей и содержания обучения, учёта закономерностей процесса усвоения им индивидуальных особенностей учащихся, даёт Ф. Талызина.

Рассмотрев вначале функции преподавателя в процессе учения, усвоения школьниками знаний, Н.Ф. Талызина трансформирует, переносит затем их на учебник и рассматривает его содержание с точки зрения реализации групп функций.

Приведём наиболее интересные положения, выдвинутые Н.Ф. Талызиной по каждому из рассмотренных групп функций.

Первая группа - учебник как носитель содержания обучения.

Главное она видит в новом, инвариантном подходе к предметному содержанию, призванному найти отражение в учебниках. Суть его заключается в том, чтобы в конкретной области знаний всё множество частных явлений рассмотреть в системе, подобрать им инвариант, который лежит в основе системы и проявляется в каждом из частных явлений. На эти инвариантные фундаментальные знания, которые призваны составить содержание образования, и должно быть ориентировано обучение, причём частных явлений, которые выступают теперь как средство усвоения общего, следует оставить столько, сколько необходимо для усвоения изучаемой области действительности, метода, рассчитанного на понимание и усвоение любого частного явления данной системы.

Вторая группа функций — использование учебника для получения сведений об учащихся,

по мысли автора, весьма ограничена, как ограничены возможности учебника обычного типа и в получении сведений о ходе процесса усвоения.

Третья группа функций.

Чрезвычайно важной, но очень слабо решаемой проблемой является выполнение учебником функций, связанных с введением содержания образования в обучение,

формирование мотивов,

заставляющих учащихся принять вводимый материал и ту деятельность, в которую он будет включён. В решении этой задачи могут быть использованы проблемные ситуации, а также сочетание вербального материала со схемами, чертежами и другими видами иллюстраций, что может обеспечить объяснение и показ формируемой деятельности.

Четвёртая группа функций -разработка и введение учебных задач.

В этом функциональном назначении в рамках основной обучающей программы учебник может быть широко использован на всех этапах процесса усвоения, фиксация же корректирующих заданий, как правило, лежит за пределами собственно учебника.

Группировка функций учебника, осуществлённая Н.Ф. Талызиной, представляет несомненную теоретическую ценность; особенно важны, функции, относимые ею к первой и третьей группам. Вместе с тем данная классификация функций учебника является, недостаточно расчленённой (берутся слишком крупные блоки) и в силу этого недостаточно конкретной и инструментальной. В классификацию Талызиной включена весьма ограниченно применимая вторая группа функций. Кроме того, четвёртая группа функций в этой классификации демонстрирует некоторое смешение структурных элементов учебника (конечно, имеющих определённое функционально-целевое назначение) и его функций. Всё это затрудняет практическое применение рассмотренной группировки функций учебника.

Исследователи из Германии дали общее обоснование понятия и характеристики функций учебника, причём прямо подчёркивают, что «определение функций учебника даёт целевую ориентацию для всей дальнейшей работы по содержанию учебников . имеет первостепенное значение и является основной составной частью при разработке концепции учебников». Они выделяют следующие функции учебника:

1. информативную;

2. мотивационную и стимуляционную;

3. направляющую;

4. рационализаторскую и подчёркивают также, что учебник помогает учителю

5. интерпретировать учебный материал.

Судя по дальнейшим материалам исследования, в процессе реализации функций при создании учебника большое внимание уделяется его воспитывающему воздействию. При этом в исследовании подчёркивается, что первые 3 функции направляют деятельность учеников, а последующие 2 - учителя (не вдаваясь в дальнейший анализ этого разграничения, можно выразить несогласие с ним по одной лишь причине: учебник конструируется как книга для ученика, но является инструментом в руках учителя, который использует в процессе обучения все функции учебника).

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Школьное самоуправление на примере средней школы №23г. Калуги
Школьное самоуправление учащихся в средней школе №23 г. Калуги направлено на вовлечение каждого школьника в общие дела, общий поиск и творчество. В начале пути организации самоуправления учащихся самоуправление рассматривалось как организация досуга, отдыха, развлечений. По мере развития самоуправл ...

Современные тенденции развития образования
Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования: 1. Гуманизация образования — рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним ...

Высшее образование
Бакалавриат охватывает 2 курса (как правило, предоставляется возможность подготовки в Университет по гуманитарным предметам, социальным наукам). После прохождения бакалавриата, студенты могут поступать в Университет. Следует иметь в виду, что в некоторых Университетах недостаточно подобной двухгоди ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru