Образование сегодня » Педагогика и тенденции развития образования » Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе

Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе

Страница 1

Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования.

Упражнения крайне необходимы при обучении любому учебному предмету.

Как в учебной, так и во внеучебной деятельности формирование умений и навыков через упражнения может идти двумя путями: индуктивно, от элементов к сложному действию (чтение, письмо и т;п.), и дедуктивно, от целостного действия к совершенствованию деталей (отработка беглости и выразительности чтения, совершенствование навыка чтения чертежа и т.п.).

Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение пройденного материала, и творческими, связанными с применением полученных знаний в новых условиях, с проявлением самостоятельности мышления, наблюдательности, творческого поиска, изобретательности. К репродуктивным относятся: устное повторение, изложение; к творческим — разбор или преобразование текста, решение задач, составление деловых бумаг, сочинения, рефераты, доклады, эскизы, чертежи, проекты.

Упражнение в социально ценном поведении изначально опирается на приучение.

Приучение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. При этом привычка важна и сама по себе. В определенных условиях она может стать устойчивым свойством или качеством личности-

Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий.

Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Большое значение придается показу образца воспитываемой формы поведения и созданию положительного отношения к ней.

Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиваться точности производимого действия и лишь затем быстроты.

Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы, точнее — лабораторные опыты. Это метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся.

В условиях школы обычно проводятся фронтальные и индивидуальные лабораторные работы. Проведение лабораторного опыта завершается составлением кратких отчетов, содержащих зарисовки, схемы, чертежи, таблицы и теоретические выводы.

Лабораторные работы (эксперимент, опыт, наблюдение, измерение) проводятся с различной степенью самостоятельности; на основе подробной консультации, инструкции или без них. Им предшествует тщательная подготовка, теоретическое изучение раздела, темы, программы, четкое планирование и осознание этапов выполнения работы, проверка приборов, реактивов и мер противопожарной и личной безопасности. Большое место в практике учебно-воспитательной работы .занимает такой метод постановки педагогической задачи, как инструктаж. Он применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Особенно широкое распространение различные виды инструктажа получили в системе профессиональной подготовки, в то время как в школе он недооценивается.

Инструктаж в системе методов является исходным. Он обеспечивает разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иное умение, а также характеристику типичных ситуаций их использования, применения на практике. Инструктаж используется в тех случаях, когда учащиеся не имеют ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач, не владеют знаниями о приемах и операциях, которые им предстоит выполнить. Инструктаж содержит установку на выполнение учащимися некоторых практических действий. Он облегчает работу, предупреждает излишние вопросы, позволяет осуществить единство требований к знаниям и умениям учеников.

По месту в учебно-воспитательном процессе инструктаж может быть у с танов очным и параллельным.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Интерполяция данных
Прибегать к интерполяции школьникам приходится редко, поскольку справочные значения, как правило, задаются в условии, но уметь это делать тем не менее надо. Используем интерполяционную формулу Лагранжа. Она достаточно громоздка для вычислений вручную, но с помощью компьютерных средств обработки инф ...

Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования
Обновление российского образования проходит под знаком гуманизации. Естественно, что содержание образования нуждается в соответствующем корректировании. Оно осуществляется различными путями – увеличением объема гуманитарных знаний, включением в планы профессиональных колледжей программ новых дисцип ...

Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru