Образование сегодня » Педагогика и тенденции развития образования » Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе

Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе

Страница 2

Установочный предваряет работу учащихся в целом, а параллельный — сопровождает частные действия, каждую отдельную задачу, из которых состоит вся работа в полном объеме. На практике параллельный инструктаж сопровождает инструктаж установочный-

По форме инструктажи бывают устными, письменными, наглядными и комплексными.

Устный инструктаж должен быть предельно ясным и чет- : ким, подчеркнуто лаконичным и деловым.

К письменному прежде всего относятся различного рода указания, содержащиеся в учебниках: вопросы и задания, примерные решения задач, формулировки правил. Наглядный инструктаж (показ) может осуществляться с использованием слайдов, красочных таблиц и др. Однако более эффективным является практический показ исполнения тех или иных действий учителем или кем-либо из учащихся.

Комплексный инструктаж включает в себя устное разъяснение учителя, ознакомление с примерным решением по учебнику и показ решения задачи одновременно с детальным объяснением.

Следующий метод организации деятельности — педагогическое требование. Оно должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требование воспитанника к самому себе.

Требование может ставиться перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности.

Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему духовному росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные.

Наблюдение как активная форма чувственного познания призвано подготовить учащихся к необходимым обобщениям и выводам.

Следует различать наблюдения по их месту в учебно-воспитательном процессе: при изложении нового материала, при закреплении и при повторении.

По другому основанию их можно рассматривать как качественные и количественные.

Качественные наблюдения направлены на получение определенных знаний и обычно проводятся с помощью специальных приборов (телескоп, микроскоп, индикаторы, аппаратура наблюдения за изменениями в природе, за жизнью животных, растений и т.п.).

Количественные наблюдения всегда предполагают использование приборов — измерителей температуры, плотности жидкостей, массы тела, давления, напряжения и т.п.

По форме организации наблюдения могут быть самостоятельные, например домашнее задание, и осуществляемые под руководством учителя.

Однако в любом случае они проходят с соблюдением целого ряда требований: тщательный отбор объектов наблюдения и при необходимости их специальная подготовка; адекватность методики наблюдения характеру исследуемых явлений; осознанность учащимися цели наблюдения; обязательное наличие плана; владение техникой фиксирования результатов наблюдения (записи, зарисовки, фотоснимки, таблицы и др.).

Сущность метода иллюстрации и демонстрации заключается в наглядном представлении (показе) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. В отдельных случаях демонстрация предполагает постановку опытов, проведение несложных экспериментов, например, на уроках химии, физики или на занятиях кружка, факультатива.

Иллюстрации и демонстрации всегда сочетаются с наблюдением, могут сопровождать устное изложение, тем самым активизируя познавательную активность учащихся, могут использоваться при повторении и закреплении знаний.

К использованию этих методов также предъявляется ряд требований:

1) тщательный отбор материала (натуральные предметы, макеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении);

2) оптимальное количество демонстраций (ни много, ни мало);

3) обеспечение качественных иллюстраций и демонстраций, их надежности, соблюдение техники безопасности при выполнении опытов, экспериментов;

4) доведение до сознания учащихся цели и содержания демонстрации;

5) обеспечение ясности и точности восприятия;

6) коллективное подведение итогов и самостоятельность выводов (при изложении нового материала). Репродуктивные и проблемно-поисковые методы отражают характер познавательной деятельности и используются прежде всего в организации процесса обучения, хотя могут быть распространены и на весь педагогический процесс. Выделяют объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский методы (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин).

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Развитие личности, движущие силы развития личности
Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты меж ...

Ребенок как человек
Все перечисленные видовые особенности присущи человеку с самого рождения. Каждый ребенок целостен, каждый связан с Космосом, земной природой и обществом. Он рождается биологическим организмом, индивидной индивидуальностью, членом общества, потенциальным носителем культуры, создателем межличностных ...

Стратегии преодоления конфликтов в педагогическом общении
Одна из основных трудностей педагогического общения состоит в том, что это высококонфликтное общение. И это – его объективная особенность. Слишком много противоречий содержится в нем: 1) между «надо» и «хочу» (что в глазах детей часто выглядит как противоречие между «я хочу» и «учитель хочет»); 2) ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru