В расчётных задачах по химии подавляющее большинство вычислений не выходят за рамки четырёх действий: сложения, вычитания, умножения, деления.
При формулировании правил будем считать, что в записи числа с наименьшим числом десятичных знаков все десятичные знаки верные.
Правила сложения
Чтобы сложить приближённые числа с различным числом десятичных знаков, достаточно:
оставить без изменения число, имеющее наименьшее количество десятичных знаков;
округлить другое слагаемое так, чтобы оно содержало на один знак больше, чем слагаемое, оставленное без изменения;
найти сумму полученных чисел и округлить её на один знак.
Задача 2. Рассчитайте массу раствора, полученного при смешении 12,4854 г твёрдого гидрок-сида натрия и 120,6 г воды.
Согласно правилам число 120,6 оставляем без изменения, как имеющее наименьшее число десятичных знаков, а число 12,4854 округляем до 12,49. Складываем числа и округляем до одного десятичного знака:
Правила вычитания
Правила вычитания сходны с правилами сложения:
оставить без изменения число, имеющее наименьшее количество десятичных знаков;
округлить другое число так, чтобы оно содержало на один знак больше, чем число, оставленное без изменения;
найти разность полученных чисел и округлить до наименее точного числа.
Задача 3. Найдите массу примесей в 245 г образца, если масса вещества 242,67 г.
Согласно правилам оставляем без изменения число 245, число 242,67 округляем до 242,7, находим разность:
При вычитании может возникнуть ситуация, когда уменьшаемое и вычитаемое близки по значению, тогда разность будет настолько мала, что при округлении обратится в нуль.
Задача 4. Вычислите массу платины в драгоценном сплаве массой 15,26 г, если масса золота в нём составляет 15,2585 г.
Находим разность в соответствии с правилами округления:
После округления результат обратится в нуль, так как точность наименее точного числа составляет два десятичных знака. Однако если в дальнейшем полученное число необходимо использовать в других арифметических действиях, это может привести к принципиально неверным результатам, особенно при умножении и делении.
Поэтому в подобных случаях разность целесообразно округлить до одной значащей цифры, отличной от нуля. В задаче массу платины оставляем равной 0,002 г.
Правила умножения и деления
Чтобы перемножить два числа или разделить одно число на другое, необходимо:
• оставить без изменения наименее точное ЧИСЛО;
округлить другое число так, чтобы оно содержало на одну значащую цифру больше, чем оставленное без изменения;
найти произведение или частное и округлить его так, чтобы оно содержало столько значащих цифр, сколько их в наименее точном числе.
Задача 5. Вычислите массу примесей в 246,58 г чистого вещества, если их массовая доля составляет 0,0048.
Точность числового значения массы вещества определена до сотых, но имеет при этом пять значащих цифр, а массовой доли — до десятитысячных, но имеет при этом всего две значащие цифры. Поэтому оставляем число 0,0048 без изменения, округляем число 246,58 до трёх значащих цифр, т. е. до 247, умножаем:
Число 1,18 округляем до двух значащих цифр. Если эту задачу решать в точных числах, то вычисления дадут другой ответ:
Задача 6. Вычислите массу слитка бронзы, если масса олова в нём составляет 0,01266 кг, а массовая доля олова — 0,12.
Оставляем без изменения число с наименьшим числом значащих цифр, т. е. 0,12. Число 0,01266 округляем до трёх значащих цифр, до 0,0127. Находим частное:
Полученную бесконечную периодическую дробь округляем до двух значащих цифр.
При решении в точных числах получим иной ответ:
Вернёмся к решению задачи 1 с учётом правил, приведённых выше.
Вычислим массу соды в смеси. Определим её массу как произведение массы смеси и массовой доли вещества. Но поскольку дана
массовая доля примеси, то для нахождения массы питьевой соды необходимо произвести два действия. Можно сначала вычислить массовую долю вещества как разность, а потом найти массу питьевой соды как произведение или сначала вычистить массу примесей (произведение), а потом — массу питьевой соды (разность).
В подавляющем большинстве расчётных химических задач необходимо совершать множество вычислений. Выражения для определения разных величин можно объединить в одну формулу или производить в несколько действий с вычислением промежуточных результатов.
Прочее о педагогике:
Основные рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза для
специалистов, работающих в сфере начального образования
Для преодоление недостатков звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР была разработана и апробирована система логопедической работы, которая показала свою эффективность. Реализация такой системы предусматривала проведение коррекционной работы по следующим основным направлениям: 1 ...
Методы формирования положительного опыта поведения личности; воспитательные
возможности и возрастные особенности применения
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...
Рекомендации по формированию невербального общения
Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение. Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, выступает с особой ясностью, так как неумение правильно в ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.