Образование сегодня » Психологические аспекты педагогического общения » Стратегии преодоления конфликтов в педагогическом общении

Стратегии преодоления конфликтов в педагогическом общении

Страница 1

Одна из основных трудностей педагогического общения состоит в том, что это высококонфликтное общение. И это – его объективная особенность. Слишком много противоречий содержится в нем:

1) между «надо» и «хочу» (что в глазах детей часто выглядит как противоречие между «я хочу» и «учитель хочет»);

2) между объективными потребностями развития ребёнка и «прихотями минуты»;

3) между отдельными взаимоисключающими интересами ребёнка;

4) между «надо» и «могу» (точнее – «не могу»);

5) между содержанием речи учителя и формой словесных и бессловесных действий, в которую это содержание облечено.

И все же суть большинства конфликтов и учитель, и ребенок могут выразить одними и теми же словами: «Как быть, когда меня, обладающего чувством собственного достоинства, прилюдно унижают, оскорбляют? Ведь обидно же!».

Конфликты могут возникать по различным причинам.

Причины конфликтов:

1) различие в целях, в интересах, в способах достижения цели, мнениях, в психологических особенностях;

2) конфликтогены (слова, действия, которые могут приводить к конфликту помимо желания человека);

3) эскалация конфликтогенов (усиление ответной агрессивности).

Едва ли не подавляющее большинство учителей на вопрос о том, что в педагогическом общении является для них самым сложным и когда они чаще всего ощущают собственное педагогическое бессилие, чаще всего отвечают лаконично: «Хамство».

Обратите внимание на то, что по-настоящему хамят тем, кто позволяет себе нахамить. Есть такие люди, с которыми фокус унижения не проходит. Они не хлопают дверью, не рыдают, не кусают губы в смертельной обиде, не стараются ответить обидчику тем же. Они просто не обращают на это внимания, полагая, что какая-то реакция на унижение от хама ниже их достоинства. Можно даже по-человечески общаться с хамом, принципиально не замечая его хамства, – общаться как с обычным человеком. Просто надо на определенном этапе изменить свою установку по отношению к хамству, сказав себе следующее:

1) хамство – это не то, что подлежит немедленному и безоговорочному искоренению любыми способами и потому требует вашей мгновенной педагогической (репрессивной, конечно) реакции;

2) хамство – это не сознательная попытка задеть вас, унизить, оскорбить со стороны ученика;

3) хамство – это неприятная форма обращения, за которой может скрываться вполне разумное содержание речевого сообщения – рефлексируйте не хамскую форму высказывания, а смысл слов;

4) хамство – это духовная болезнь ребенка, подростка, которую надо лечить, а лечение, как известно, не всегда требует хирургии – вполне эффективны бывают и терапия, и даже гомеопатия.

«Терапией» в данном случае и будет человеческое общение с учеником, который привык хамить, игнорирование его хамства – практика показывает, что это едва ли не единственный способ помочь ребенку избавиться от привычки. И это относится не только к хамству. В любых конфликтных ситуациях примерно в 50 % случаев можно полностью исчерпать конфликт, попросту дав вашему оппоненту выговориться в вашем присутствии.

Но возможен и другой вариант конструктивного поведения: в ситуации хамства мгновенно стать в позицию наблюдателя-исследователя феномена бескультурья, грубости, тупости и т. д. Пронаблюдайте мимические гримасы хамящего ученика, определите, какими бессловесными и словесными действиями он пользуется, проанализируйте его лексикон, выражение лиц окружающих, сравните ситуации с ранее виденными аналогами. Поверьте, вы увидите массу неожиданного, интересного, интригующего, что впоследствии может вам пригодиться.

Самое сложное и там, и здесь – мгновенно стать в рациональную позицию и не дать овладеть собой привычке реагировать агрессивно. Но если вы не можете этого сделать – то, что же вы хотите от ребенка? Ведь ваша агрессивная реакция в его глазах выглядит точно так же, как его хамство – в ваших. И, так же как и вы, искренне убеждены, что ваша реакция ответна, подросток совершенно уверен, что нахамил вам не просто так, а потому, что вы перед этим как-то задели его достоинство. Какой-то замкнутый круг! Необходимо добраться до его начала.

А начало всякого конфликта – первый конфликтоген, который мы не всегда замечаем. Конфликтогенами называют любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Слово, могущие, является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. От этого появляется «конфликтогенная неряшливость» в общении, и человек может, сам того не замечая, становиться источником конфликтогенов. Такой «ходячий конфликтоген» – первый тип людей, которых мы называем «тяжелыми в общении». А второй тип «тяжелого человека» – тот, кто, хотя и следит за своей речью, стараясь не допускать конфликтогенов, но при этом обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Программирование уроков физической культуры
Содержание предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе фиксируется прежде всего в учебной программе, которая является руководящим программно-нормативным документом, направляющим деятельность учителей и учащегося, процессы преподавания и учения. Программа средней школы фикси ...

Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности
Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента. Активность, саморегуляция проявляются как характеристики способностей. А в характере Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции ...

Влияние уроков физкультуры на уровень физической подготовленности учащихся
Изучение уровня физической подготовленности занимающихся – задача, которая часто ставиться и решается в практике физкультурно-спортивных исследований. Авторы, изучающие двигательную активность современных школьников, пришли к выводу, что дефицит физической активности отрицательно сказывается на раз ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru