Начинаясь с первого конфликтогена, конфликт разворачивается в соответствии с очень вредной установкой: «На каждый конфликтоген в наш адрес мы должны ответить более сильным конфликтогеном». Эта установка связана с некоторыми мифами обыденного сознания, иногда свойственными, к сожалению, и для сознания педагогического.
Миф № 1. «В конфликте нужно одержать победу над противником». На самом деле, даже если вы одержали над своим воспитанником видимую победу, она по сути своей бессмысленна. Ваша победа означает для него поражение, он ощущает ваше превосходство и собственное унижение. Вместо победы вы достигли того, что загнали конфликт в глубь, и заметным образом, ухудшили отношение воспитанника к вашей персоне.
Миф № 2. «Сдерживать эмоции – здоровью вредить. Эмоции надо выплескивать». На самом деле агрессивная эмоциональность гораздо более разрушительна для здоровья, чем сдержанность, а перерастая в привычный тип реагирования, она начинает угрожать и здоровью ваших близких. Еще в 1924 г. Р. Стагнер установил, что некоторый «очищающий» («катарсический») эффект возможен лишь при разовой взрывной агрессии, а в случае привычной, регулярно повторяющейся агрессии в общении никакого «очищения» не наблюдается. Если уж говорить о здоровье, то гораздо больший «очищающий» эффект дает реакция типа «расплакаться» .
Попадая в конфликтную ситуацию нужно придерживаться некоторых стратегий поведения в конфликтной ситуации, а именно:
1) уход (уклонение) (стремление уйти от конфликта);
2) приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов);
3) компромисс (взаимные уступки, «половинчатые решения»);
4) сотрудничество, решение проблемы (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение.
Существует стратегия, пошаговое решение конфликта, а именно:
1) выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий);
2) выявить, какие интересы, желания у конфликтующих;
3) понять доводы, аргументы, интересы оппонента;
4) эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнеру «выпустить пар агрессии» – самому вести себя спокойно; не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах);
5) отделить отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу);
6) искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон (Каким может быть справедливое решение? Какие варианты справедливого решения?):
- стремление найти решение;
- сохранить свое достоинтсво;
- сохранить позитивные отношения с оппонентом;
- дайте партнеру «сохранить свое лицо», не задевайте его достоинство, не характеризуйте словесно его эмоциональное состояние («Чего ты злишься?»);
- держаться в общении на равных.
Разрешение конфликта является сложной задачей в педагогическом общении, и для его разрешения нужны действия обеих сторон (учителя и ученика).
Прочее о педагогике:
Особенности развития детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же ...
Влияние мотивации на овладение иноязычной речевой деятельностью
Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности – один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, тр ...
Технология разработки нестандартизированного критериально-ориентированного
теста для контроля письменной речи
Разработка тестов – сложный и длительный процесс, который невозможен без знания технологии тестирования. Приступая к изучению такого понятия, как «технология тестирования», представленного в работе ее создателя, исследователя И.Ф. Сергеевой следует обратиться к рассмотрению таких понятий как «техно ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.