Образование сегодня » Психологические аспекты педагогического общения » Стратегии преодоления конфликтов в педагогическом общении

Стратегии преодоления конфликтов в педагогическом общении

Страница 2

Начинаясь с первого конфликтогена, конфликт разворачивается в соответствии с очень вредной установкой: «На каждый конфликтоген в наш адрес мы должны ответить более сильным конфликтогеном». Эта установка связана с некоторыми мифами обыденного сознания, иногда свойственными, к сожалению, и для сознания педагогического.

Миф № 1. «В конфликте нужно одержать победу над противником». На самом деле, даже если вы одержали над своим воспитанником видимую победу, она по сути своей бессмысленна. Ваша победа означает для него поражение, он ощущает ваше превосходство и собственное унижение. Вместо победы вы достигли того, что загнали конфликт в глубь, и заметным образом, ухудшили отношение воспитанника к вашей персоне.

Миф № 2. «Сдерживать эмоции – здоровью вредить. Эмоции надо выплескивать». На самом деле агрессивная эмоциональность гораздо более разрушительна для здоровья, чем сдержанность, а перерастая в привычный тип реагирования, она начинает угрожать и здоровью ваших близких. Еще в 1924 г. Р. Стагнер установил, что некоторый «очищающий» («катарсический») эффект возможен лишь при разовой взрывной агрессии, а в случае привычной, регулярно повторяющейся агрессии в общении никакого «очищения» не наблюдается. Если уж говорить о здоровье, то гораздо больший «очищающий» эффект дает реакция типа «расплакаться» .

Попадая в конфликтную ситуацию нужно придерживаться некоторых стратегий поведения в конфликтной ситуации, а именно:

1) уход (уклонение) (стремление уйти от конфликта);

2) приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов);

3) компромисс (взаимные уступки, «половинчатые решения»);

4) сотрудничество, решение проблемы (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение.

Существует стратегия, пошаговое решение конфликта, а именно:

1) выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий);

2) выявить, какие интересы, желания у конфликтующих;

3) понять доводы, аргументы, интересы оппонента;

4) эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнеру «выпустить пар агрессии» – самому вести себя спокойно; не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах);

5) отделить отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу);

6) искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон (Каким может быть справедливое решение? Какие варианты справедливого решения?):

- стремление найти решение;

- сохранить свое достоинтсво;

- сохранить позитивные отношения с оппонентом;

- дайте партнеру «сохранить свое лицо», не задевайте его достоинство, не характеризуйте словесно его эмоциональное состояние («Чего ты злишься?»);

- держаться в общении на равных.

Разрешение конфликта является сложной задачей в педагогическом общении, и для его разрешения нужны действия обеих сторон (учителя и ученика).

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Подготовка будущих специалистов в российской системе профессионального образования
Система образования играет важнейшую роль в процессе перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Модернизация страны опирается на модернизацию отечественного образования. В информационном обществе существенным образом повышаются требования к качеству подготовки ...

Экспериментальная серия занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР
После проведения констатирующего эксперимента, были составлены и проведены индивидуальные занятия, направленные на коррекцию фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза. Занятия проводились в индивидуальной форме в дневное время. В процессе коррекционной работы учитывались индивид ...

Творческая деятельность военного ансамбля как пропаганда культурных исторических и военно-патриотических аспектов в воспитании
Цель военных ансамблей – пропагандировать культурное, историческое и военно-патриотическое воспитание. Концертный ансамбль Центрального Дома Офицеров, пожалуй, больше знают в войсках, чем в столице. Он постоянно гастролирует, несет свое искусство в массовую воинскую аудиторию. Руководит ансамблем п ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru