Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
- неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе. Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников.
Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения.
Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи. Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот, какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды.
Прочее о педагогике:
История игрушки
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Сопоставляя игр ...
Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. ...
Принципы отбора лексического
материала
Содержание обучения лексической стороне речи предусматривает владение лексическим минимумом, обеспечивающим возможность общения в бытовой и социально-культурной сферах. Сущность отбора лексики, производимого в учебных целях, состоит в том, чтобы из множества слов, устойчивых словосочетаний и речевы ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.