Образование сегодня » Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков » Психологическое воспитание подростков

Психологическое воспитание подростков

Почти все исследования генетической психологии сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности. От того, как меняется личность и ее самосознание после наступления половой и социальной зрелости, известно очень мало. Но детские и юношеские переживания можно правильно оценить только в свете последующего опыта личности, с учетом всего ее жизненного пути. Практически все психологи считают юность критическим периодом формирования самосознания. Социальная ситуация развития переходного возраста включает в себя целый ряд автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: сдвиги, происходящие в организме, завершение физического и полового созревания; изменения в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей; перемены в структуре общения и круге «значимых других», на которых индивид ориентируется; развитие психических процессов и способности, включая интеллект и эмоции; сдвиги в мотивационной сфере и ценностных ориентациях. Все эти процессы в их единстве стимулируют рост самосознания. Половое созревание, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела, несомненно, активизируют у подростка интерес к самому себе. Но дело не в самих по себе физиологических процессах, а в том, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления, возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, как взрослые, так и сверстники.

Сознание своей половой принадлежности во всех возрастах – один из наиболее важных и устойчивых элементов самосознания. Период полового созревания и непосредственно следующие за ним годы в этом отношении особенно уязвимы. Не последнее место при этом занимает оценка своего тела и наружности. Осознание и оценка ребенка своего тела и внешности начинается уже в первые годы его жизни, но особое внимание оценке внешности и ее соответствия половому стереотипу уделяется в подростковом возрасте. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы все у него было «как у других». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний. Для завоевания престижа в мальчишеской компании иногда достаточно физической силы и спортивных достижений. Юноши, которые не уделяли учебе должного внимания, используя другие способы самоутверждения, со временем могут оказаться в худшем положении, чем их физически более слабые ровесники, которые компенсировали этот недостаток усиленным умственным трудом.

Особенности биологического созревания, его темп, ритм ставят перед индивидом определенную проблему, подлежащую решению. Но разрешение этой проблемы зависит от ситуации в которой находится формирующаяся личность, и от нее самой. Взрослые (учителя и родители) не всегда учитывают как много тайных тревог и страхов вызывают у подростков, такие проблемы как рост, вес, запоздание вторичных половых признаков и т.д. Подростковый эталон красоты и просто «приемлемой» внешности часто завышен, нереалистичен. В отличие от конкретного детского мышления, в 15-16-летнем возрасте человек уже оперирует обобщенными логическими формулами. Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Более того у старшеклассников появляется тяга к абстракции, к оперированию понятиями, формулами, гипотезами. Теоретизирование становится в этом возрасте насущной психологической потребностью. Юность – возраст горячих споров, предметом которых может быть все, что угодно жадного философствования, теоретизирования даже на совершенно неизвестные темы, поисков формулы счастья и формулы любви. Юность особенно чувствительна к собственному «Я» и вообще «внутренним» психологическим проблемам. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Для подростков внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. Главным измерение времени в самосознании подростков является будущее, к которому они себя готовят. Мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях. Каждый возраст жизни, как и каждое время года, имеет свою собственную прелесть. Подростки обычно ищут подтверждение своей ценности в трудовых, учебных или спортивных достижениях. Человек открывает себя и существует только через другого, по отношению к другому. Он ищет свое подобие, с которым он мог бы разделить собственную идентичность. Общение с родителями важно не только в детстве, но и в последующие годы жизни. При своей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Родители остаются для них важным эталоном поведения. Тем не менее реальные взаимоотношения подростков с родителями часто обременены конфликтами, связанные с отсутствием или недостатком взаимопонимания. Изменения, происходящие с подростками часто совершаются слишком быстро и ускользают от родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. Переходный возраст активизирует работу самосознания, на первый план выдвигается оценка своих перспектив и возможностей: подросток задумывается о том, кем он может и должен стать. Дружба и любовь открывают им богатство их внутреннего мира, а мировоззренческий поиск помогает найти свое место в общественной жизни.

Прочее о педагогике:

Наказание и поощрение
Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения ó ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос: как применять наказание и поощрение в семье? Сразу отметим, что достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых разл ...

Методы стимулирования в педагогической работе. Педагогический опытМакаренко А.С
Методы стимулирования деятельности: стимулировать - побуждать. Стимулирование применяется для подкрепления и усиления воздействия на школьника различных факторов. Методы: соревнование - стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству и самоутверждению личности. Вовлекая учащихся в борь ...

Способы оценивания уровня развития собственно силовых способностей у детей младшего школьного возраста
Для оценки максимальной силы у детей младшего школьного возраста. Легче и проще всего произвести замер максимальной силы у детей данного возраста при помощи различных динамометров. Динамическую силу у детей младшего школьного возраста измерять не рекомендуется, так как чтобы измерить максимальную д ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru