Образование сегодня » Народные игры как средство социализации личности ребёнка в процессе образования » Идеи педагогов дальнего и ближнего зарубежья

Идеи педагогов дальнего и ближнего зарубежья

Заслуживают внимания идеи игровых занятий чешского педагога, родоначальника педагогической науки Я.А. Каменского. Например, в качестве средства для разумного отдыха Я.А. Каменский предлагает практиковать такие игры, в процессах которых учащиеся овладевали бы знаниями и умениями из области ремесел, хозяйства, политики, военного дела, а также игры, соединённые с экскурсиями в живую природу для собирания полезных трав.

Для поощрения учащихся Я.А. Каменский предлагает наиболее успевающих награждать званиями доктора или кандидата наук.

В военной игре наиболее успевающие учащиеся могут получить звание полководца, трибуна, капитана, знаменосца, в вопросах политических – царя, вождя, советника, канцлера, посла и прочие…

Как видим, Я.А. Каменский высоко оценивает образовательные, диагностические, воспитательные возможности детских игр. Подобные игры, по мнению Я.А. Коменского приводят к серьёзным результатам. Мысли Я.А. Каменского оказали существенное влияние на теорию игр.

Французский мыслитель и философ Ж.Ж. Руссо рассматривал детские игры как форму обучения. По его словам «занимается ли ребёнок или забавляется, то и другое для него – всё равно; игры – его суть занятия, и он не чувствует разницы между этим. Во всяком деле он высказывает интерес, который возбуждает улыбку и свободу, которая так нравится, обнаруживая одновременно и склад своего ума, и круг своих познаний.

Воспитательные возможности игр в своё время неоднократно подчёркивал швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. В своей практике он часто использовал игры как средство повышения эффективности процесса обучения и физического развития. Участвуя в детских играх и развлечениях, внося в них оживление и веселье, порой он сам становился ребячливым.

По его словам, «…правильно поставленное обучение, основанное на развитии детской самодеятельности, не может вызвать переутомление, в особенности, если обеспечено планомерное чередование умственной работы с отдыхом, гимнастикой и спортом».

Длительное пребывание на воздухе, простое, но здоровое питание, твёрдый режим, предусматривающий правильное сочетание занятий с играми и другими формами физической деятельности воспитанников, обеспечивали прекрасное состояние их здоровья.

Однако впервые игра была включена в общую педагогическую систему воспитания ребёнка в трудах Ф. Фребеля – выдающегося немецкого педагога первой половины XIX в., создавшего образовательное учреждение нового типа маленьких детей. Игру Ф. Фребель предлагает использовать в качестве «развивающе-образовательного» средства для маленьких детей.

Ф. Фребель чрезвычайно много сделал для развития практической педагогики игры. Им создан прекрасный набор игрового материала для детей раннего возраста (который и сейчас, безусловно, представляет интерес для педагогов), разработаны приёмы поведения первоначальных «полезных» (сюжетных) игр, построенных на использовании предметов – заместителей, система занятий для старших дошкольников, предложен целый ряд хороводных, подвижных игр, подобрана музыка и стихотворные тексты к ним.

В системе Ф. Фребеля игра (разные её виды) являлось центральном средством воспитания дошкольника, так как интегрировала собственную активность ребёнка (самодеятельность) с внешним миром.

Во-первых, это идея гармоничного развития ребёнка: игра – деятельность, дающая возможность развиться творческому началу ребёнка, она не связывается с узкими педагогическими утилитарными целями. Во-вторых, это диалектическое понимание игры как объективации внутреннего мира ребёнка через его внешнюю деятельность, то приводит к познанию мира и самого себя и изменению внутреннего мира (т.е. игра как единство внутренней активности ребёнка и внешнего мира). В-третьих, игра объединяет духовную (эмоциональную) жизнь ребёнка и взрослого; значение действий и речи взрослого; значение действий и речи взрослого для появления и развития самодеятельной игры ребёнка особенно важно в раннем возрасте, но теряется и для более старших детей. В-четвёртых, в игре реализуется принцип систематичности, преемственности, последовательного усложнения самого предметного материала, на котором играет ребёнок (отражение в нем принципа усложнения самой жизни). В-пятых, указывает на необходимость согласованных действий воспитательниц детского сада, и взрослых в семье, которые создают соответствующий дух игры, поддерживают его в ребёнке, идея о специальном воспитании, подготовки самих «садовниц» и просвещения матерей.

Прочее о педагогике:

Принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсив ...

Направления внедрения информационных технологий в образование
Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование. Перечислим их. 1. Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается: − реализация во ...

Понятие детской литературы и ее жанров
В связи с тем, что нами определена тема работы « Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере использования детской литературы», выше уже были раскрыты понятие времени, особенности его восприятия детьми дошкольного возраста. Далее остановимся на понятии детской литерат ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru