Образование сегодня » Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории » Общая характеристика категорий педагогики

Общая характеристика категорий педагогики

Страница 2

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Образование, процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

Два аспекта образования: как общественное явление и как педагогический процесс. Как явление: с точки зрения общественных функций образование - средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. В таком качестве, как общественное явление, образование становится объектом изучения науки об обществе - социологии. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование - это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает психология. Педагогические же науки рассматривают целостную учебно-воспитательную, т.е. образовательную деятельность. Поскольку речь идет об образовательном процессе, получается что педагогический процесс выступает как смена состояний системы именно этой деятельности. В ней реализуются цели и задачи образования.

В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ, ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности - одно из фундаментальных прав человека. Общезначимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают образование предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определённые модели воспитательного процесса.

Особенность культурной преемственности в том, что социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации образования.

Известно, что слово образование как устоявшийся педагогический термин ввел еще основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци в 1780 году. В русском языке в том же значении применил Н.И. Новиков. Со второй половины 19-го века понятие образование рассматривалось в широком смысле как результат всех педагогических влияний на развивающиеся души. В научно-педагогической среде постепенно складывается мнение, что образование - это не только состояние (образованность), но и совокупность педагогической работы, посредством которой достигается образование.

До периода 50-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 60-х уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия принята 20-й генеральной конференцией Юнеско в 1978 году, где записано, что это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности при которой она достигает зрелости и индивидуального роста. Таким образом, к настоящему времени в среде научно-педагогической и законотворческой общественности утвердилась формулировка, включающая в себя два ключевых слова - процесс и результат.

Следует отметить, что с научно-педагогической точки зрения более предпочтительной является формулировка, разработанная в НИИ Высшего образования Ю.Г. Фокиным. "Образование-это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида".

При этом автор под социализацией понимает качественное и количественное изменение системы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достижения успеха в определенном обществе (социуме).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Понятие и функции обучения
Масштабы, глубина и многообразие изменений, которыми отмечено начало XXI века, в своей совокупности явно не имеют аналогов ни в каком из веков. Становится все труднее успевать осмысливать происходящие процессы, быстро превращающиеся в пройденный этап. В нынешней ситуации в мире кризис ценностей, ид ...

Современные тенденции развития образования
Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования: 1. Гуманизация образования — рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним ...

Методы формирования сознания личности. Специфика их использования на каждом возрастном этапе
Данная категория методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики. С помощью использования положительного примера можно реализовывать разно ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru