Образование сегодня » Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории » Общая характеристика категорий педагогики

Общая характеристика категорий педагогики

Страница 3

Современная педагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результата.

Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы. Ценность образования может носить характер государственный, общественный, личностный.

Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.

В современном понимании грамотность - это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.

Категория "профессиональная компетенция" определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Менталитет - высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Это те глубинные, "корневые", духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения.

Представляет интерес определение понятия образования, приведенное в "Международной стандартной классификации образования" (МСКО), последняя версия которого утверждена в октябре 1997 года на 29-й сессии Генеральной конференции этой организации. В нем под образованием понимается "организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение" и раскрывается смысл, который вкладывается в каждое слово этого определения:

Процесс коммуникации - взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу информации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т.д.);

Обучение - любая перемена в поведении, информации, знаниях взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации);

Организованное - планируемое в соответствии с определенной последовательностью с четко обозначенными или подразумеваемыми целями;

Устойчивое предполагающее, что в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности. Не предусматривается никакой минимальной продолжительности, но соответствующие минимумы будут указаны в практическом руководстве.

Для практики принято считать образование как процесс обучения и воспитания, так и результат этого процесса, выраженный в форме зафиксированного образа или представленный образованностью конкретного человека, т.е. совокупностью его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, позволяющих ему адекватно действовать на их основе. В тех случаях, когда необходимо будет говорить об образовании, как социальном институте, употребляется термин "образовательная система" или "система образования".

Другие авторы, например, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова рассматривают три аспекта понятия образование, а Б.Г. Гершунсий - пять.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Подбор стихотворений для заучивания
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесны ...

Особенности восприятия в образовательном процессе
Ситуация, в которой разворачивается процесс взаимодействия, во многом определяет и параметры оценочного суждения о другом, и успешность такого взаимодействия. В этой связи, образовательный процесс, отличающийся спецификой решаемых задач и его субъектов, во многом зависит от особенностей восприятия ...

Основные направления в формировании личности у подростков
Педагогика является относительно молодой наукой, но истоки ее, начала педагогических знаний, уходят в глубокое прошлое. Слово педагогика в переводе с греческого означает детоводство. Педагогами в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru