Образование сегодня » Влияние семьи на появление трудных детей » Наказание и поощрение

Наказание и поощрение

Страница 4

Взрослый человек соединяет в себе, казалось бы, противоположное сознание отца и матери. Если бы он ориентировался только на сознание отца, был бы злым и бесчеловечным, а одностороннее возобладание материнским сознанием привело бы зрелого человека к потере здравого рассуждения и препятствиям в развитии себя и других. Синтез материнской и отцовской привязанности в сознании ребенка — основа его духовного развития и зрелости. Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам. Так, преобладающая привязанность к излишне снисходительной или властной матери при слабом и безразличном отце нередко приводит к формированию в характере школьника черт беспомощности, внушаемости, зависимости от окружающих. Холодная, неотзывчивая и властная мать способствует односторонней направленности на отца. В

таком случае создается характер человека авторитарного и педантичного, не ожидающего безусловной любви. В

более тяжелых случаях односторонняя ориентация на отца способствует развитию маниакального невроза, а на мать - истерии, алкоголизма, депрессии, неспособности самостоятельно бороться за жизнь.

Итак, одного начала — материнского или отцовского — недостаточно для нормального психического развития ребенка. Э.

Фромм отмечал, что подавляющее большинство женщин — любящие матери в то время, пока ребенок мал и целиком зависит от них. Однако действительным наивысшим достижением человеческой любви является материнская любовь к растущему ребенку, а не только младенцу. Сущность материнской любви в желании и способствовании развитию и отделению от нее ребенка, которого она продолжает любить и дальше. Многие женщины не способны достичь именно этой высшей границы материнской любви. Каковы научные методы изучения межличностных отношений в семье? Это, прежде всего наблюдение, беседа, анкетирование. В настоящее время для исследования положения ребенка в семье успешно применяются графические методики. Одной из наиболее эффективных и признанных является методика «Рисунок семьи». Суть этой методики сводится к предложению ребенку нарисовать свою семью и в последующей интерпретации рисунка исследователем. Во время рисования экспериментатор отмечает: 1) последовательность изображения деталей; 2) паузы более 15 с; 3) спонтанные высказывания ребенка; 4) его эмоциональные реакции. После выполнения рисунка задаются уточняющие вопросы: кто здесь нарисован? Что делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый и почему? После беседы ребенку предлагается решить 6 ситуаций, из которых 3 должны выявить негативные чувства к членам семьи, а другие 3 – положительные. Несмотря на кажущуюся простоту методики, для интерпретации ее результатов требуется известная подготовка. Она может быть осуществляться с помощью только что цитированной книги по общей психодиагностики. При интерпретации рисунка семьи следует иметь в виду, что подчас изображение имеет не прямой, а скрытый смысл. Так, студенткой МПУ был поручен рисунок девочки – четвероклассницы, где она и ее родители были изображены в виде деревьев. Почему? Не только девочка, но и ее родители молодые, они еще растут. Но на маленьком дереве больше зеленых листьев, т.к. дочка все же моложе родителей. Дерево, изображающее папу, стоит прямо, а дерево – мама резко наклонилось и прикрывает своими ветвями маленькое деревце. Надо сказать, что в рисунках детей нередко отражается неблагополучие в семье. Так, изображение зеленых драконов и чудовищ свидетельствует о наличии насильника в семье. В рисунках маленьких детей бывает и прямое изображение сексуального оскорбления по отношению к нему.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Ткани и материалы
Ткань, как известно, бывает разная, имеет разную толщину, плотность, переплетение нитей. Все это может сыграть огромную роль в росписи по ткани, причем это касается любой из техник батика. В горячей технологии вы увидите, что на разном материале по-разному ведет себя расплавленный воск, в холодном ...

Из истории мультикультурного образования
Если обратиться к истории изучения данной проблемы, то станет известно, что впервые понятие «мультикультурный» стало широко употребляться в образовательных программах Канады. Их целью было отражение в практике образования интересов разнообразных культур и групп, существующих в канадском обществе. П ...

Психологический анализ практического занятия по английскому языку
I. Общие сведения. В начале урока студентам объявлена тема занятия «My School». Была сформулирована цель урока (формирование лексических навыков говорения по данной теме). Школьники к постановке цели не привлекались. Структура урока соответствовала целям и задачам, содержанию занятия, а также общед ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru