Образование сегодня » Школьный учебник в системе обучения » Определение дидактических функций учебника

Определение дидактических функций учебника

Страница 1

Под дидактической функцией школьного учебника понимают целенаправленно сформированные его свойства (качества) как носителя содержания образования и основного книжного средства обучения, наиболее полно отвечающие целевому назначению учебника в процессе реализации содержания образования в условиях развивающего, воспитывающего обучения.

Здесь следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, при определении дидактических функций учебника (системы учебных книг) чрезвычайно важен учёт конкретно-исторических условий, в рамках которых общеобразовательная школа призвана реализовывать социальный заказ общества и которые диктуют методы и структуру процесса обучения.

Во-вторых, должны быть отобраны наиболее эффективные для данных условий свойства учебной книги. А для этого требуется напряжённая творческая работа по выявлению этих свойств с учётом тесного взаимодействия учебника со всеми другими средствами обучения.

Наконец, в-третьих, предстояло научиться (и в этом направлении сделаны пока лишь первые шаги) целенаправленно формировать, конструировать эти качества, эти свойства в конкретной учебной книге.

И если сегодня мы можем не только сформулировать проблему функционально-целевого подхода к современному школьному учебнику, но и говорить о конкретной работе по усилению его дидактических функций, -это убедительное свидетельство того, что на пути развития теории школьного учебника сделан ещё один шаг.

Наши исследования показали, что современному школьному учебнику - массовой учебной книге - носителю содержания образования, в том числе видов деятельности, определённых школьной программой для обязательного усвоения с учётом возрастных и иных особенностей учащихся, присущи следующие дидактические функции.

Информационная

- фиксация предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебных предметов, с определением обязательного для учащихся объёма (дозы) информации. Информационная функция рассчитана на достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученности учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитанности школьников.

Трансформационная

- связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных, технико-технологических и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, конкретизации и уточнения государственной учебной программы на основе дидактических принципов и правил, прежде всего с учётом принципа доступности. Однако педагогическая переработка определённого объёма основ знаний для включения их в учебник в качестве содержания образования — это ещё одна, в значительной мере внешняя сторона трансформационной функции (хотя и очень сложная и очень важная). Эта функция связана с таким преобразованием основ знаний в учебный материал (например, в систему задач и упражнений), при котором на основе учёта требований общества и педагогики к трудовой политехнической общеобразовательной школе, связи обучения с жизнью, возрастных и иных особенностей учащихся, необходимости активизации системы их эмоционально-ценностных отношений достигается эффект превращения «чисто» познавательных деятельности школьников в познавательно - преобразовательную. При этом у учащихся возникают помимо репродуктивных такие виды продуктивной поисковой деятельности, как эвристическая (частично-поисковая) и творческая (исследовательская, конструктивная), т.е. достигается существенный сдвиг в активизации учения школьников.

Систематизирующая

- обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме, ориентация учащихся на овладение приёмами научной систематизации. Реализация этой функции способствует активизации управления процессом учения со стороны педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Развитие моторики у детей младшего школьного возраста
Значительные и быстро растущие успехи в моторной работоспособности можно отметить в возрасте с 8 до 11—13 лет 33). Это та фаза развития, в которой уже знакомые формы движений заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются зачастую даже без инструктажа (например, передвижение на лыж ...

Программа приобщения младших школьников к здоровому образу жизни
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений ...

Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к ос ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru