Целью нашего исследования является установление уровня педагогических способностей студентов ВУЗа.
Исходя из цели исследования были назначены следующие задачи:
1. Установить начальный уровень способности студентов к профессиональной деятельности.
2. Раскрыть связь способностей личности с уровнем профессиональных способностей.
3. Обусловить точность выбора будущей профессии студентов.
Гипотезой нашего исследования является то, что у многих студентов педагогических ВУЗов слабо развиты педагогические способности по причине ошибочного выбора своей профессии.
Исследование проводилось в КалмГУ ФПОиБ обучающихся студентов по специальности «Начальное образование» 2 курс. В нем приняли участие следующие 10 студентов: Зулаева Ц., Наранова С., Мукабенова Е., Лиджиева Г., Лукпанова Б., Бадмаева Д., Бембеева Н., Моисейкина Н., Чирвина А., Маслова С.
Применялись способы педагогического наблюдения, интервью, математико-статистической обработки результатов.
Педагогическое слежение полагает обнаружение заинтересованности студентов в предметах по специализации и всеобщих предметах, их отношение к учебе в совокупности, тяготение к независимому постижению своей специальности и углублению познаний.
В связи с громадной важностью педагогических способностей в образовании педагогического мастерства, обеспечивающего высокую результативность педагогической деятельности, процесс становления педагогических способностей студентов должен быть приобретенным в системе высшего педагогического образования.
Студенты с самого начала обучения обязаны знать о важности педагогических способностей для удачной педагогической деятельности и о необходимости их становления и саморазвития в период обучения в вузе и в независимой профессиональной деятельности.
Так, коммуникативные способности направлены на установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое становление коммуникативных способностей либо их отсутствие приводит к ошибкам в педагогической деятельности, раздорам, профессиональным поражениям и несостоятельности.
Слаборазвитые дидактические способности либо умение объяснять – причина многих педагогических неудач: недопонимание учащимися учебного материала, неимение интереса к учебному предмету, формализм познаний.
Будущий учитель должен заблаговременно знать о том, что нужно в себе вырабатывать организаторские способности, потому что это условие установления порядка и дисциплины, также высокой самоорганизации.
Низкий уровень перцептивных способностей гораздо затруднит приобретение будущими педагогами объективной информации о психическом состоянии учащегося, особенностях его личности; результатом этого может стать недопонимание между педагогом и ребенком и даже конфликт.
Абсолютно неприемлемо для педагогической деятельности слабое становление либо неимение рефлексивных способностей (а именно их, к сожалению, будущие педагоги не ставят в разряд мастерски значимых), потому что, являясь источником самоанализа и оценки собственной деятельности, они содействуют осуществлению процесса саморазвития, самосовершенствования, что является нужным для профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность исследования развития педагогических способностей будущих педагогов, впрочем настоящая практика показывает, что о задачах становления личности, образовании ее личностных качеств и способностей в рамках университетского образовательного пространства говорят нечасто.
Прочее о педагогике:
Основные проблемы семей с детьми-инвалидами
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются. Жилье ...
Сущность понятия качества образования
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социаль ...
Характеристика процесса самовоспитания: его сущность, содержание и формы
Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. При этом очень важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, своих взглядов, поступков. Педагогическое стимулирование самово ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.