Образование сегодня » Формирование педагогической культуры педагога

Формирование педагогической культуры педагога

Раскрытие педагогической культуры преподавателя как явления, которое вызывает специальный интерес, определено спецификой педагогической деятельности и постоянным ростом запросов к личности учителя.

Не вызывает колебания чрезмерная существенность, наблюдательная нужда подготовки будущих преподавателей, которые владеют общей и педагогической культурой, умением независимо и стойко размышлять, активно и творчески разрешать профессиональные и жизненные вопросы.

Понятие «Педагогическая культура» давно отведено в практику педагогической деятельности, но нет особенных работ, посвященных целостному теоретическому исследованию данного феномена. Как научное понятие «педагогическая культура» не выявлена не в педагогическом словаре, не в педагогической энциклопедии, не в существующей педагогической литературе. Тем не менее, в связи с рассмотрением собственной педагогической деятельности, исследованием педагогических способностей, педагогического ремесла преподавателей, педагогов ВУЗов данная проблема нашла отображение в работах С.И. Архангельского, А.А. Деркача, А.А. Исаева, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максилова, А.Т. Маинко, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевича, Г.И. Хозяинова и других. Рассмотрение современной специальной литературы разрешает определить немного назначений в теоретическом обосновании феномена педагогической культуры.

Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической культуры как научная проблема была определена А.В. Барабанщиковым. Понимая педагогическую культуру педагога как обусловленную степень изучения им педагогическим экспериментом человечеству уровень его совершенства в педагогической деятельности, как достигнутый уровень развития его личности. автор выделяет слагаемые педагогической культуры. К ним он относит педагогическую эрудицию и интеллигентность, педагогическое мастерство, умение совместить педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение и поведение, требовательность, надобность в самосовершенствовании. В данном подходе поставлены перспективные течения изучения педагогической культуры как сложного системного образования. Вместе с тем, данная характеристика педагогической культуры послужила основой для дальнейшей разработки теории и практики педагогической культуры учителя различных типов учебных заведений.

В частности, исследования последних лет (Е.Б. Гамаш, Т.В. Иванова, А.И. Лобач) построены в основном на концептуальных расположения данного направления. Т.В. Иванова рассматривает педагогическую культуру педагога через такое личностное образование, как способности: способность общаться с культурой, способность к культурным мнениям и т.д. Е.Б. Гамаш в своем исследовании выделяет 3 группы качеств личности педагога как проявление его педагогической культуры: мастерски-этические, личностно-высокопрофессиональные и штатские.

Впрочем какие бы результаты не содержались в научных теориях, во всех них содержится указание на человека и его действие как значимые и необходимейшие факторы происхождения культуры, которую именуют «2-й природой», подчеркивая сотворенность этой среды человеческого бытия. Эта «вторая природа», с одной стороны, отделяет человека от мира обычных сил и предметов, но в то же время и объединяет его с ним. Причем объединяет так, что природные явления предстают перед ним не в своей непосредственной первозданности, а в преобразованном виде, как составная часть предметов культуры, т.е. будучи ею освоенными, изменившими свою форму и природную сущность. В основе этого изменения лежит предпосылка рационального приспособления природы надобностям человеческого существования.

Педагогическая культура преподавателя полагает возрождение и самореализацию творчества учителя и воспитанников. Методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур (B.C. Библер). Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, грядущих. Педагогическую культуру позволено рассматривать как общение 2-х индивидов в разные моменты передачи человеческой культуры:

1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение).

2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и умственного становления субъектов педагогического взаимодействия.

3. Открытие личности для себя в иной личности.

Педагогическую культуру позволено рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, методов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с поддержкой которого передают высокопрофессиональные умения.

В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и мастерски-личностные качества учителя – это личное отношение к определенным сторонам реальности, проявляющейся в соответствующем поведении. Педагогическая позиция – это определенный нравственный выбор, тот, который делает учитель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании социальной важности профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические тезисы); поведенческая (выражается в способности учителя принимать решения, нести за них ответственность и создавать данные для самореализации личности ребенка).

Педагогическая позиция реализуется через личностно-высокопрофессиональные качества учителя, его интересы и нравственные надобности. Она включает в себя: целенаправленность личности, которая выражается в убеждениях, общественной активности, гражданственности личности; моральные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность; отношение к педагогическому труду.

Группу компонентов педагогической культуры составляют педагогические умения и мышление.

Согласно И.Я. Лернеру, умения бывают следующими: методологические – дают представления о путях знания педагогических явлений; теоретические – поясняют и ориентируют педагогов в совершении педагогической теории; общепедагогические, прикладные – умения в отдельных областях педагогического процесса; частноприкладные – умения по отдельным дисциплинам.

Согласно Е.В. Бондаревской, сведения подразделяются на методологические, теоретические, технологические, методические.

Педагогическую культуру определяет не столько присутствие умений, сколько отношение к ним. Отношение к умениям определяется уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя: скептическое мышление (подразумевает надобность исследовать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную целенаправленность мышления (учитель не должен быть идентичным); проблемно-вариативное мышление.

К третьей группе компонентов педагогической культуры относятся высокопрофессиональные знания и творческий характер педагогической деятельности.

Одним из ведущих качеств личности учителя, которое определяет его педагогическую культуру, является «коммуникативное ядро» (термин А.А. Бодалева), что полагает непрерывное внимание к становлению у ребенка способностей к знанию иного человека и самопознанию, образованию восприятия, отношения к иному человеку как высшей ценности и знания творчески строить непосредственное общение с ним.

В представление «коммуникативное ядро» входит характерное для него солидарность отражения, отношения и поведения. Проявляемое при взаимодействии с другими людьми и общностями, с которыми – индивиду доводится вступать в прямое либо опосредованные какими-то техническими средствами (телефон, радио, телевидение) контакты. Это, во-первых, все формы познания (образы воспринятия, представления памяти, представление, образы воображения) о людях и общностях, которыми располагает человек и которые больше либо менее полно актуализируются у него в общении с ними; во-вторых, все больше обобщенные либо частные переживания, которые проявляются в контактах с другими людьми либо общностями, в третьих, все виды вербального и невербального поведения

Высокопрофессиональные познания сами по себе не определяют педагогическую культуру педагога. Педагогическая культура определяется отношением к этим познаниям, знаниям педагога распорядится этими умениями, применять их для своего и профессионального роста. Только в том случае, если познания перейдут в разряд убеждений, они станут показателями педагогической культуры педагога. В.А. Сластенин пишет о том, что познания учителя обязаны быть соотнесены с решением определенных педагогических задач. «Практическая реализация этих задач трансформирует познания в инструмент профессиональной деятельности педагога».

Следственно, для того, чтобы быть способным к передаче культурных ценностей и культурно – важного навыка, нужны не только познания, но и сформированность общепедагогических и профессиональных познаний и знаний, т.е. педагог должен уметь применить полученные познания на практике. Знания, приобретенные грядущим учителем в процессе обучения, выступают показателем качества усвоенных умений, составляют его ядро, являются одним из ведущих компонентов культуры педагога.

Признавая научную важность и результативность разных направлений в исследовании проблемы профессиональных знаний, мы попытались выделить комплекс базовых знаний, которые нужны грядущему педагогу для удачного становления своей педагогической культуры: диагностические, коммуникативные, проективные, конструктивные, аналитические и другие знания.

Педагогическая деятельность настолько трудна и многогранна, что ее не может обеспечить одна лишь педагогическая основа: она опирается на чувствительную сферу, на все богатство духовного мира учителя, на его педагогический навык, тот, что составляют мастерски-педагогические познания и фактически усвоенные навыки и знания.

Невзирая на разнообразия компонентов педагогической культуры, мы не встречаем такого главного компонента, как педагогическая интуиция.

Педагогическая интуиция является одним из системообразующих компонентов педагогической культуры, устанавливающим молниеносный и безукоризненный выбор способа, приема, слова, интонации. Педагогическая деятельность не мыслиться без чутья, предвидения, интуиции, импровизации.

Если учесть неполноту и приблизительность информации, которой располагает учитель, разнообразие допустимых вариантов, сжатость времени для поиска решений, то становится представлением, что в таких условиях точный расчет дюже зачастую легко немыслим, а интуитивное предвосхищение может оказаться вернее каждых логических выкладок. Интуиция, педагогическое чутье зачастую заменяют опытному учителю логические рассуждения.

В психологии интуиция рассматривается как новообразование в психологии человека, которое основано на познание и навыке, которые определяют действия человека как бы без предварительного анализа, мгновенно, но вдохновенно. Она помогает обнаружить положительное решение в условиях недостаточности информации и времени, на основе ориентированного поиска и экстраполяции. А такой недобор неизменно велик там, где дело касается живого человека.

Педагогическая интуиция не случайное явление, а правомерный и главный компонент творческой деятельности педагога, его педагогической культуры, выступающей как средство оперативной корректировки педагогического плана.

Умственная интуиция – это постижение истины умом, а чувственная – это познавательная действие: итог ее – вербализованная правда в виде представления, закона, идеи. Тут образно-чувствительные формы мышления приводят к «прорыву» невербализованных образов, эмоций в формы слова, к словесной формулировке мыслительных образов либо выстраиванию ассоциативной цепи по самым непредвиденным основаниям. Чувственная интуиция – это преобразованная деятельность (фактическая), в которой знания «знание появляется и существует» т.е. играет вспомогательную орудийную роль, где вербализованные логические представления входят в образно-чувствительные модели мышления, где непосредственное мышление может быть невербализованно, а воплощено сразу в действие, образы почаще наглядны и связаны именно с чувственным уровнем.

Компоненты (слагаемые) чувственной интуиции: острая внимательность, цепкая память, стремительные ассоциации, идеальная логика. Стержневой правило чувственной интуиции – тезис теста: по деталям о целом, по малому о малом.

Нужно сказать, что многие опытные педагоги обладают в совершенстве чувством интуиции.

Высшим проявлением интуиции является умственная (творческая) интуиция, т.е. по определению Е.Н. Князева «достижение состояния инсайта, само достраивания – переход от примитивный конструкции к трудной, саморазвитие, усложнение изначальной конструкции.

Творческая интуиция появляется у человека только на уровне высшего проявления мастерства, когда есть теснее большие познания своего предмета и нужный навык, когда нужная информация выводится из-под контроля сознания, вытесняется автоматизмы, отпускается в подсознание. В итоге освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для интуитивного видения, для вспышек и озарения.

Помимо того, триумф появления интуитивного решения зависит от того, насколько удалось исследователю освободится от образца, удостовериться в непригодности ранее вестимых путей и совместно с тем сократить увлеченность задачей.

В своем становлении творческая инициатива проходит несколько этапов. Английский ученый Г. Уоллес выделяет 4 стадии: подготовку (охват максимально потенциального многообразия элементов познания), созревание (переоценка ценностей умения), озарение (прорыв в незнаемое) и проверку. Центральным моментом считается – интуитивное охватывание желанного итога.

Таким образом, педагогическая культура – часть всеобщей культуры, в которой в наибольшей степени отразились нравственные и физические ценности, а также методы творческой педагогической деятельности, нужные обществу для сервиса исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Значимым составным компонентом педагогической культуры являются личностные качества педагога, которые во многом устанавливают уровень его профессионализма.

Не менее главным компонентом педагогической культы, по словам Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, Л.В. Луначарского, Н.М. Бавченкова, В.М. Галузинского, В.В. Гаврилюка, В.В. Запевиной, Н.В. Кузьминой, О.З. Красновой, Е.Ф. Логиновой, А.И. Лобач, А.Н. Растрыгиной, и других, являются высокопрофессиональные умения.

Прочее о педагогике:

Понятие о методах и средствах воспитания
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д. ...

Задержка психического развития
О недостатках речи у многих детей с задержкой психического развития свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нере ...

Практическая реализация мониторинга качества обучения письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку
Теоретическое обоснование мониторинга качества обучения письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе в первой главе позволяет перейти к освещению в рамках второй главы результатов проделанной эксперименталь ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru