Сущность профессиональной подготовки как отображения цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, воспроизводящей инвариантные параметры личности и деятельности педагога.
Цели нынешнего высшего образования все больше связываются с становлением мастерски-личностных качеств выпускника, образованием его профессиональной компетентности как общности обусловленных компетенций и являющейся существенной характеристики теоретической и утилитарной готовности эксперта к реализации педагогической деятельности.
Следственно, «обычный комплект «умений и знаний» обязан быть дополнен готовностью выпускника к их осуществлению в своей профессиональной деятельности».
Нынешняя педагогика профессионального образования для установления профессиональной готовности вводит суждение о профессиональной компетентности (А.К. Маркова, В.И. Кишницкий, Л.А. Петровская, В.А. Сласгенин и др.). Суждение о профессиональной компетентности учителя выражает солидарность его теоретической и фактической готовности к реализации педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
В признаках готовности к профессиональной педагогической деятельности представлены следующие функциональные блоки:
1. Личностно-мотивационный: содержит мастерски главные качества, обусловливающие связь к профессиональной деятельности.
2. Суждение о целях профессиональной деятельности: качества обусловливают осознание и принятие задач, цели профессиональной деятельности.
3. Суждение о содержании деятельности и методах ее выполнения: познания и знания, нужные для реализации профессиональной деятельности.
4. Информационный блок: качества, снабжающие восприятие, переработку и сохранение информации, нужной для реализации профессиональной деятельности.
5. Управление деятельностью и выбор решений: качества обуславливают проектирование, проверка и оценку личной профессиональной деятельности.
Всякий блок включает перечень мастерски значимых качеств, которые оказывают важное воздействие на результативность профессиональной педагогической деятельности.
Психологическая подготовленность преподавателя к профессиональной деятельности проявляется:
– в форме установок (как проекции прошлого навыка на обстановку «тут и теперь»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;
– в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая подготовленность дает человеку вероятность понять толк и ценность того, что он делает);
– в виде мастерски-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации.
Педагогическая действие – одна из труднейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые призван решать педагог, его важнейших для социума функций и трудности его деятельности, социум предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным чертам педагога. Назовем особенно значительные личностные качества, которыми должен обладать преподаватель: высокоразвитое чувство общественной ответственности; умственное безупречность и нравственная чистота, т.е. соответствие тому этическому идеалу, тот, что социум хочет воплотить в детях; выдержка, выдержка.
Основные требования социума к профессиональным характеристикам педагога могут быть сформулированы дальнейшим образом:
– всеобщая широкая образованность, осведомленность в разных областях умений;
– большое умение возрастной, педагогической и общественной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
– фундаментальное познание преподаваемой дисциплины, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
– владение методологией обучения и воспитания;
– творческое отношение к работе;
– познание детей, знание понимать их внутренний мир, педагогический оптимистичность;
– владение педагогической техникой (логикой, речью, колоритными средствами общения и т.д.) и педагогическим тактом;
Прочее о педагогике:
Этапы и методы опытно-экспериментального исследования
С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. В ней условно можно выделить три основных этапа. Первый этап – поисковый. На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта р ...
Критерии
оценки эффективности адаптации
Проблема критериев оценки эффективности адаптации как системного процесса остро возникает при разработке программы психологической диагностики, профилактики и коррекции адаптационных нарушений. На современном этапе развития психологической науки существует множество подходов к проблеме диагностики. ...
Использование различных путей дифференциации в преподавании математики
В связи с необходимостью учета индивидуальных особенностей учащихся поиск возможностей практической реализации дифференциации в школе является важной задачей для педагогов. Разработка путей использования дифференциации на разных этапах обучения математике ведется многими учителями-математиками. С р ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.