Словарный запас учащихся значительно расширяется при изучении художественной литературы.
Хорошо, если учитель сконцентрирует внимание школьников на тех лексических средствах литературного произведения, которые несут значительную идейно-художественную нагрузку. Поэтому новые слова, встречающиеся в тексте, по возможности разграничиваются.
В одну группу включаются слова типа редут, кивер («Бородино»), введение которых в активный запас учащихся необязательно. Значение этих слов объясняется перед тем, как приступают к чтению произведения.
Другую составляют слова типа гордая, своенравная, кроткая («Сказка о мертвой царевне .»), которые учащиеся должны твердо усвоить. К ним примыкают слова, используемые при анализе произведения, например «Бородино»: бывалый солдат (ветеран), решающее сражение и др. Работа над словарными единицами данной группы проводится значительно раньше, того времени когда изучается произведение: слова включаются в упражнения по русскому языку, в творческие задания, а затем уже в устные сообщения при разборе самого произведения.
В третью группу входят слова, используемые писателем как средство художественной изобразительности. Многие из них хорошо известны учащимся, и учитель организует наблюдение над особенностями употребления этих слов в контексте. Главное — показать детям, что языковой анализ помогает глубже раскрыть идейную сущность произведения или отдельного эпизода. Так, мощь духа Герасима, его готовность идти в своем протесте до конца переданы И.С.Тургеневым с помощью фразы:
Он шел по нему с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью.
Здесь нагнетаются слова со значением «смелость» (отвага, решимость), «смелый» (отчаянный). Данные слова выражают более высокую степень признака (ср. отважный — «очень смелый», решимость — «смелость, готовность принять и осуществить свое решение», отчаянный—«безрассудно смелый, очень смелый»), что и обусловило выбор их писателем из ряда тематически близких слов. Значимость выделенных слов оттеняется прилагательным несокрушимый - «такой, что нельзя сломить, твердый, стойкий». Регулярно проводимый языковой анализ произведения не только совершенствует речевую культуру учащихся, но и помогает им уточнить семантику многих слов, так как значение слова подсказывается нередко контекстом.
В процессе знакомства с программными произведениями по литературе учащиеся составляют тематические словарики (в виде рабочих материалов), включающие слова, без которых невозможно достаточно полно и глубоко понять изучаемые произведения.
Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования изученных слов в связном высказывании.
Все это позволяет организовать целенаправленное изучение лексических средств, использованных в художественном произведении.
Прочее о педагогике:
Язык русского народного костюма
Отдельные образцы старинного русского народного костюма сохранились сегодня в музейных коллекциях, которые смогли донести до нас это богатейшее культурное наследие. По-особому ценен русский народный костюм как художественный ансамбль для специалистов, создающих современный костюм. Являясь достояние ...
Двигательно-координационные способности и основы их воспитания
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движ ...
Стратегии, направленные на изменение количественных
параметров содержания образования
Стратегия ускорения предполагает увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала. В качестве ориентира служит традиционный для существующей культурно-образовательной традиции темп обучения. К идее ускорения в дидактике естественным образом привело представление о детской одаренности как ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.