Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Школьная адаптация как социально-психологическая проблема

Школьная адаптация как социально-психологическая проблема

Страница 3

К. Блага и М. Шебек отмечали, что ошибки ребенка при выполнении учебных заданий могут быть связаны не со сложностью задания, а с тем, что у школьника есть определенное представление о себе, которое и создает соответствующий тип поведения. «Образ себя, - пишут они, - и самодоверие способствуют достижениям ребенка в школе. Негативный образ себя и недостаток самодоверия ведут к снижению успеваемости ученика. Уровень его ожиданий влияет на цели, на выбор предмета взаимодействия с другим человеком на выбор собственной позиции взаимодействия» .

Среди психофизиологических факторов школьной адаптации в первую очередь выделяется здоровье ребёнка. Имеющиеся в психологической литературе данные говорят о том, что соматически ослабленные дети с трудом справляются со школьными нагрузками, у них наблюдается низкая работоспособность, высокая утомляемость. Это может вызвать непосильное нервно - психическое напряжение, что становится причиной школьной дезадаптации (Б.В. Воронков, Е.К. Глушкова, Д.Н. Исаев, Н.М. Попова и др.) Из этого следует, что более здоровые дети легче адаптируются к школе, чем дети с ослабленным здоровьем. Мы, однако, считаем этот фактор менее значимым по сравнению с другими, так как в группе здоровых детей школьная дезадаптация встречается нередко. Однако, бесспорно, состояние здоровья ребёнка входит в группу факторов школьной адаптации.

Интегративным социально-психологическим фактором школьной адаптации мы считаем социальную компетенцию, понимаемую как набор навыков общения, включающий социальную ответственность (нормативность), способность к сопереживанию, автономность, вежливость, умение конструктивно решать проблемы. В исследовании W. Kliewer, посвященному изучению связи способов разрешения конфликтов младшим школьником и его социальной компетенции, однозначно подтвердилась связь между социальной компетентностью ребёнка и устойчивостью к повседневным стрессам. В современных психологических источниках устойчивость к повседневным стрессам рассматривается, как общая социальная адаптированность человека .

Среди отечественных авторов наибольший интерес представляет исследование Е.Е. Кравцовой, в котором отношение ребёнка к взрослому и сверстникам соотносится с основными компонентами учебной деятельности, и рассматривается как фактор, определяющий его успешность в ситуации школьного обучения.

Большинство современных психологов, занимающихся этой проблемой, считает, что процесс школьной адаптации вызывает трудности у всех без исключения детей (Н.И. Гуткина, Р.М. Грановская, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.М. Никольская и др.). Это вызвано той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребёнок должен соответствовать. Однако, несмотря на это, процесс школьной адаптации протекает у всех детей неодинаково.

Процесс школьной адаптации имеет временные характеристики, его эффективность имеет различные степени выраженности. В оптимальном варианте адаптационный период составляет от 4 до 7 недель, однако, он может затянуться, а у некоторых детей полноценной социальной адаптации на первом году обучения так и не происходит.

Таким образом, обобщение результатов исследований по этой проблеме позволяет нам назвать следующие психологические факторы школьной адаптации первоклассника, это:

-психологическая готовность ребёнка к школьному обучению, которая выражается в соответствующих уровнях развития познавательной, эмоционально - волевой и мотивационной сфер;

- самопринятие, выраженное в адекватной самооценке и уровне притязаний;

- социальная компетентность;

- качественные особенности его межличностных отношений.

Страницы: 1 2 3 

Прочее о педагогике:

Основные педагогические труды А.И. Герцена
Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и жи ...

Умения письменной речи – объекты контроля на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней общеобразовательной школе
По мнению большинства исследователей, объектами контроля при обучении иностранным языкам является иноязычная речевая деятельность (говорение, аудирование, чтение, письмо) и составляющие ее компоненты – речевые знания, навыки, умения. В данной работе рассматриваются умения письменной речи, контроль ...

Христианство
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветх ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru