Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Школьная адаптация как социально-психологическая проблема

Школьная адаптация как социально-психологическая проблема

Страница 2

Таким образом, анализ различных психологических источников, позволил нам определить понятие «школьная адаптация» как комплексное явление, предполагающее согласование двух критериев: внешнего, отражающего соответствие психологических и психофизиологических особенностей ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, и внутреннего, связанного с его общим психическим благополучием. И мы выделили три структурных компонента школьной адаптации, это: - когнитивный компонент; - эмоционально - оценочный или личностный компонент; - поведенческий компонент.

Когнитивный компонент предполагает интеллектуальный успех ребёнка в обучении по школьной программе и выражается в академической успеваемости, полноте общеобразовательных сведений при достаточной системности знаний и учебных навыков.

Эмоционально - оценочный или личностный компонент выражается в устойчивом позитивном отношении к школьным предметам, педагогам, обучению в целом и имеет следующие признаки: достаточный уровень работоспособности ребёнка, стабильность настроения, желание посещать школу.

Поведенческий компонент школьной адаптации ребёнка предполагает отсутствие систематически повторяющихся нарушений его поведения в процессе обучения и в школьной среде. Поведенческими индикаторами этого компонента являются: ориентация ребёнка на школьные нормы и правила, открытость и доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам, умение контактировать с ними, способность занять для себя оптимальную позицию в этих отношениях.

Природа школьной адаптации обусловлена различными психологическими и социально - психологическими факторами. Интегративным фактором школьной адаптации можно считать психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. В отечественной психологии теоретическая разработка этой проблемы основана на трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для усвоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Так, Л.И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: - достаточный уровень развития интеллектуальной сферы; - определённый уровень развития мотивационной сферы; - достаточное развитие произвольной сферы.

Основным критерием интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению является умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Мотивационная готовность выражается в сформированности у ребёнка познавательных интересов и социальных мотивов учебной деятельности. Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять новое положение в системе доступных ему общественных отношений, выполнять социально значимую деятельность (социальный мотив учения) и потому, что у него есть познавательная потребность, которая реализуется в стремлении к познанию, овладению умениями и навыками. Развитие мотивационной сферы детерминирует личностную готовность ребёнка и способствует возникновению внутренней позиции школьника, сформированность которой позволяет ребёнку стать субъектом учебной деятельности .

Параметрами достаточного уровня развития произвольности, по мнению Д.Б. Эльконина, являются:

- умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Таким образом, психологическая готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяет успешность его школьной адаптации.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы позволяет нам кроме психологической готовности выделить и другие факторы школьной адаптации. Среди внутренних психологических факторов школьной адаптации также следует выделить такие личностные образования как самооценка и уровень притязаний. Их адекватный уровень способствует успешному вхождению ребёнка в новую ситуацию межличностного взаимодействия. Адекватность самооценивания выражается в уверенности ребёнка в своих силах, самоуважении, предполагает соответствие его представлений о себе и своих возможностях. Адекватная самооценка и связанный с ней уровень притязаний в определённой степени обеспечивают ребёнку психологическое благополучие, способствуют возникновению у него чувства удовлетворённости результатами своей деятельности и межличностным общением (А.А. Бодалёв, В.Я. Ляудис, М.С. Неймарк, А.В. Петровский, П.М. Якобсон, E. Berne и др.).

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Условия развития творческих способностей младших школьников
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, ...

Развитие воображения в младшем школьном возрасте на уроках психологии
Большинство сведений, сообщаемых в начальной школе учителем и учебниками, дается в форме словесных описаний, картин и схем. Усвоение материала зависит от умения ребенка представить, воссоздать предъявляемые образы действительности. Обучение опирается прежде всего на воссоздающее воображение. Вообра ...

Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе
В отечественной и зарубежной психологии всегда был актуальным поиск детерминант, определяющих характер взаимодействия в системе «педагог-обучаемый» и изучение его влияния на особенности развития личности. Сущностью процесса взаимодействия является непосредственное или опосредованное воздействие суб ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru