Чтобы добиться практической адекватности РУ, необходимо уметь решать вопросы их организации: во-первых, организации каждого отдельного упражнения, во-вторых, организации упражнений в комплексе. Именно организация определяет истинную методическую ценность упражнения, усиливая или ослабляя его потенциальные возможности.
Факторами организации отдельных РУ являются: установка, опора и время.
Под установкой понимается задание, которое предпосылается РУ и определяет психологическое содержание речевой деятельности учащегося. Поскольку при обучении говорению моделируется реальное общение, а задачи, выполняемые в нем говорящим, разнообразны, необходимо не только определить номенклатуру таких задач, но и как-то организовать (классифицировать) в учебных целях.
Анализ высказываний показал, что отношение говорящего к объекту мысли проявляется во всех видах высказываний, но "качественная" и "количественная" характеристики этого отношения различны; оказалось также, что всякое высказывание воздействует на собеседника, но уровни этого воздействия различны: можно просто заинтересовать, а можно увлечь, побудить к действию и т. п.
Поэтому в качестве критерия классификации установок была взята мера воздействия на собеседника. Согласно этому выделены пять групп глаголов, получивших название обобщенных типов речевых задач: сообщение, объяснение, одобрение, осуждение, убеждение.
Мы отдаем себе отчет в том, что говорящий может что-то сообщать, с тем чтобы заинтересовать собеседника или увлечь его; можно одобрять и тем самым побуждать речевого партнера к определенному действию; объясняя, можно также воздействовать в желаемом направлении; для убеждения нужно разумно сочетать логические, образные и эмоциональные средства воздействия. Тем не менее, в методических целях такое деление плодотворно.
Однако эти обобщенные типы речевых задач не дают полного представления о прагматике речи. Поэтому в каждом обобщенном типе, следует выделить частные прагматические задачи, которые выражаются рядом глаголов, объединенных синонимической связью. Чтобы, например, сообщить, можно доложить, рапортовать, известить и т. п.
Задачи могут быть нейтральными и эмоционально окрашенными, использоваться для непосредственного и для опосредованного контакта и давать побочный коммуникативный эффект. Все это представлено в таблице 2, которая поможет учителю использовать разнообразные и целенаправленные установки.
Частная прагматическая задача есть ядро установки, и ее разнообразие важно, потому что позволяет не применять все время старые условные раздражители, а заменять их "новыми агентами" (И. П. Павлов).
Каждая частная прагматическая задача обрастает конкретным содержанием в зависимости от того, кто выступает в роли собеседника. Поэтому в организации речевого общения на уроке должна учитываться личностная индивидуализация.
Кроме установок, соотносящихся с каким-либо из пяти типов обобщенных речевых задач, существует еще один вид установки, требующий от говорящего самостоятельности в выборе цели высказывания. Например: "Каково ваше мнение о .?" или "Что вы скажете по этому поводу?"
Таблица 2. Классификация частных прагматических задач
обобщенные типы речевых задач |
Частные прагматические задачи |
Побочный коммуника-тивный эффект | |||
Нейтральные |
Эмоционально окрашенные | ||||
Для непосредственного контакта |
Для опосредованного контакта |
Для непосредственного контакта |
Для опосредованного контакта | ||
сообщение |
уведомить доложить рапортировать известить информировать |
поведать |
огорчить удивить обрадовать успокоить | ||
объяснение |
охарактеризовать показать конкретизировать уточнить |
акцентировать выделить отметить заострить внимание |
Удивить | ||
одобрение |
Рекомендовать посоветовать подтвердить |
оправдать поддержать |
надоумить подсказать пожелать |
похвалить извинить поздравить поблагодарить |
обрадовать успокоить |
осуждение |
Покритиковать опровергнуть возразить отрицать отвергнуть |
пристыдить обвинить протестовать оспорить |
огорчить удивить | ||
убеждение |
Доказать обосновать |
уверить склонить побудить внушить уговорить |
подтолкнуть воодушевить вдохновить настоять упросить |
удивить успокоить |
Прочее о педагогике:
Методика применения игровых приёмов при обучении иноязычной лексике
Какое же место игровые приёмы занимают на уроке английского языка? Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения очень велика. К.Д. Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий серьёзной обязанностью ребёнка. При этом о ...
Учебные задания по английскому языку с ориентацией на самостоятельную работу
учащихся
Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе — ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых. Создание и использование на уроке и во внеурочной работе учебных материалов со специальной ориентацией на самостоятельную ра ...
Экологическое воспитание школьников
Воспитание ответственности за состояние окружающей природной среды. Ответственность - это категория этики и права. Она отражает социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и природе и проявляется в выполнении своего долга и правовых норм. Ответственность характеризует способность и ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.