Образование сегодня » Психолого-педагогические аспекты обучения монологическому высказыванию старших школьников » Средства и приемы обучения монологическому высказыванию

Средства и приемы обучения монологическому высказыванию

Страница 6

Это управление осуществляется в процессе развития речевого умения, т. е. на тех или иных стадиях его развития. Определение этих стадий — дело чрезвычайно сложное. И не только потому что почти ничего в этом плане не исследовано. Дело в том, что умение — феномен многомерный и включение стадий его развития по какому-то одному, даже важному, параметру окажется слишком односторонним. Необходим учет нескольких параметров, думается, что таковыми могут быть: 1) уровень автоматизированности, что проявляется в так называемой автоматически пробежке (отрезке речи, произносимой без вынужденных пауз) 2) уровень самостоятельности говорящего, который определяется во-первых, наличием или отсутствием опор, а также их характере: (смысловые опоры "сложнее" содержательных); во-вторых заданностью или незаданностью речевой задачи; 3) уровень сложности в решении речемыслительной задачи, который зависит от того, насколько у говорящего имеется личный опыт и знания, связанные с обсуждаемой проблемой; 4) уровень комбинационности материала, определяемый широтой охвата проблем и предметов обсуждения.

Учитывая все эти параметры, можно условно выделить в развитии речевого умения три стадии: начальную, основную и завершающую.

Следующая таблица наглядно представляет эти стадии и соответствующие им параметры умения.

Таблица 4 Стадии обучения монологическому высказыванию

Параметры

стадии

Уровни автоматической пробежки

А

Уровни самостоятельности говорящего

Б

Уровни сложности речемыслительной задачи

В

Уровни комбинационности материала

Г

Начальная

Синтагма-фраза

Есть содержательные опоры (словесные и изобразительные).

Задача задана

Проблема знакома и есть личный опят участия в соответствующей сфере деятельности

Используется речевой материал данной проблемы

Основная

Фраза-две фразы

Есть смысловые опоры (словесные и изобразительные).

Задача задана

Проблема знакома, но личного опыта нет

Используется материал двух-трех родственных проблем

Завершающая

Две фразы

Опор нет.

Говорящий свободен в выборе задачи

Проблема незнакома, но знания по смежным проблемам позволяет говорить о ней

Неограниченное свободное комбинирование материала

Вполне понятно, что это деление условно. Возможно такое положение, когда разные параметры находятся одновременно на разных уровнях. Таким образом, количество вариантов стадий будет значительно большим.

Немаловажную роль в создании адекватного речевого умения играет и организация РУ в комплексе, поскольку отдельно взятое упражнение не может обеспечить развитие сразу всех качеств умения (говорения), тем более с учетом динамики стадиального его развития и условий обучения. В основу построения комплекса следует положить принцип доминантности, который означает, что в каждом комплексе во главу угла ставится одно из качеств умения (говорения). Но поскольку все качества взаимосвязаны, а их развитие взаимообусловлено, то направленность на становление этого одного качества обязательно повлечет за собой развитие всех остальных.

Чтобы построить комплекс учителю нужно:

а)определить цель, ради которой строится комплекс (какое качество будет доминантным);

б)определить необходимые речевые задачи, которые будут способствовать развитию данного качества, и их количественное соотношение;

в)распределить опоры согласно стадиям и условиям обучения;

г)определить последовательность и соотношение упражнений соответственно стадиям развития умения.

На первый вопрос ответ дает сам учитель с учетом программы и обучаемых. Ответить на второй вопрос может помочь таблица, где знаками (+ + ) и ( + ) обозначена сила влияния тех или иных задач на развитие того или иного качества.

Таблица 5. Развитие качеств речевого умения

Качества речевого умения (говорения)

Обобщенный тип речевых задач

Как способности

Как продукта и как деятельности

[Целенаправленность.

Динамичность

Самостоятельность

Продуктивность

Содержательность

Доказательность

Логичность

Выразительность

Сообщение

=+

=+

=+

=+

=+

=+

Объяснение

+ + +

++ +

++

++ +

++

++

++ +

Одобрение

++ +

++

++

++

++

++ +

Осуждение

++ +

+

++

++

++ +

++

++ +

Убеждение

++ +

++ +

++ +

++ +

++

++ +

++ +

++ +

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Особенности развития личности в подростковом возрасте
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от д ...

Система Л.В. Занкова
При построении своей системы обучения Леонид Владимирович и его последователи опирались на положение Л.С. Выготского: обучение может идти впереди развития. Следовательно, оно (обучение) строится не столько на завершенных циклах развития (характеристика завершенного цикла – сознательность, прочность ...

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой
Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить. Руководство будет эффективным, если педагог опирается на знание показателей развития игры. Основные показатели развития игры: - в игре есть содержание, это те события, которые де ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru