Это управление осуществляется в процессе развития речевого умения, т. е. на тех или иных стадиях его развития. Определение этих стадий — дело чрезвычайно сложное. И не только потому что почти ничего в этом плане не исследовано. Дело в том, что умение — феномен многомерный и включение стадий его развития по какому-то одному, даже важному, параметру окажется слишком односторонним. Необходим учет нескольких параметров, думается, что таковыми могут быть: 1) уровень автоматизированности, что проявляется в так называемой автоматически пробежке (отрезке речи, произносимой без вынужденных пауз) 2) уровень самостоятельности говорящего, который определяется во-первых, наличием или отсутствием опор, а также их характере: (смысловые опоры "сложнее" содержательных); во-вторых заданностью или незаданностью речевой задачи; 3) уровень сложности в решении речемыслительной задачи, который зависит от того, насколько у говорящего имеется личный опыт и знания, связанные с обсуждаемой проблемой; 4) уровень комбинационности материала, определяемый широтой охвата проблем и предметов обсуждения.
Учитывая все эти параметры, можно условно выделить в развитии речевого умения три стадии: начальную, основную и завершающую.
Следующая таблица наглядно представляет эти стадии и соответствующие им параметры умения.
Таблица 4 Стадии обучения монологическому высказыванию
Параметры стадии |
Уровни автоматической пробежки А |
Уровни самостоятельности говорящего Б |
Уровни сложности речемыслительной задачи В |
Уровни комбинационности материала Г |
Начальная |
Синтагма-фраза |
Есть содержательные опоры (словесные и изобразительные). Задача задана |
Проблема знакома и есть личный опят участия в соответствующей сфере деятельности |
Используется речевой материал данной проблемы |
Основная |
Фраза-две фразы |
Есть смысловые опоры (словесные и изобразительные). Задача задана |
Проблема знакома, но личного опыта нет |
Используется материал двух-трех родственных проблем |
Завершающая |
Две фразы |
Опор нет. Говорящий свободен в выборе задачи |
Проблема незнакома, но знания по смежным проблемам позволяет говорить о ней |
Неограниченное свободное комбинирование материала |
Вполне понятно, что это деление условно. Возможно такое положение, когда разные параметры находятся одновременно на разных уровнях. Таким образом, количество вариантов стадий будет значительно большим.
Немаловажную роль в создании адекватного речевого умения играет и организация РУ в комплексе, поскольку отдельно взятое упражнение не может обеспечить развитие сразу всех качеств умения (говорения), тем более с учетом динамики стадиального его развития и условий обучения. В основу построения комплекса следует положить принцип доминантности, который означает, что в каждом комплексе во главу угла ставится одно из качеств умения (говорения). Но поскольку все качества взаимосвязаны, а их развитие взаимообусловлено, то направленность на становление этого одного качества обязательно повлечет за собой развитие всех остальных.
Чтобы построить комплекс учителю нужно:
а)определить цель, ради которой строится комплекс (какое качество будет доминантным);
б)определить необходимые речевые задачи, которые будут способствовать развитию данного качества, и их количественное соотношение;
в)распределить опоры согласно стадиям и условиям обучения;
г)определить последовательность и соотношение упражнений соответственно стадиям развития умения.
На первый вопрос ответ дает сам учитель с учетом программы и обучаемых. Ответить на второй вопрос может помочь таблица, где знаками (+ + ) и ( + ) обозначена сила влияния тех или иных задач на развитие того или иного качества.
Таблица 5. Развитие качеств речевого умения
Качества речевого умения (говорения) Обобщенный тип речевых задач |
Как способности |
Как продукта и как деятельности | ||||||
[Целенаправленность. |
Динамичность |
Самостоятельность |
Продуктивность |
Содержательность |
Доказательность |
Логичность |
Выразительность | |
Сообщение |
=+ |
=+ |
=+ |
=+ |
=+ |
=+ | ||
Объяснение |
+ + + |
++ + |
++ |
++ + |
++ |
++ |
++ + | |
Одобрение |
++ + |
++ |
++ |
++ |
++ |
++ + | ||
Осуждение |
++ + |
+ |
++ |
++ |
++ + |
++ |
++ + | |
Убеждение |
++ + |
++ + |
++ + |
++ + |
++ |
++ + |
++ + |
++ + |
Прочее о педагогике:
Неуспеваемость как педагогическая проблема
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...
Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического
развития через ознакомление с жизнью школы
В психологии отмечаются два пути формирования мотивов учения: 1) ознакомление детей с общественным смыслом учения, 2) учение, как личностно заинтересовавшаяся ребенка деятельность. В соответствии с этим, во-первых: расширяются представления о школе, деятельности учителя и ученика; раскрываются новы ...
Анализ результатов коррекционной работы
С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование. Поскольку основная задача коррекционного обучения состояла в формировании лексико-грамматического строя речи (импрессивной и экспрессивной) на контрольном этапе нами исследовались методики исс ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.