1. по видам опор: - по наглядности - речевой ситуации- теме - мотивам темы - тексту (прочитанному или воспринятому на слух).
2. по объему высказываний: отдельные предложения, краткие связные высказывания, полные тематические связные высказывания (монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение).
Далее предлагаются упражнения по формированию умения монологической речи в процессе работы с печатным текстом, с проблемными наглядными изображениями и зрительными опорами.
Учащимся 11 класса на уроке французского языка были предложены следующие упражнения, основанные на прочитанном тексте (Приложение 2):
1.Определите тематическую принадлежность текста (un roman, une nouvelle, un essai)
2. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.
3.Ответьте на вопросы к тексту.
4. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
5. Сформулируйте главную мысль текста.
6. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.
7. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
8. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.
9. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
10. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
11. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.
12. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о …
13. Составьте план к рассказу о… Подумайте, где уместно ввести сведения о …, чтобы не нарушить логику изложения.
14. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.
15. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания (L’histoire qui porte le titre … a commencé … Le personnage principal est… Pourtant… D’abord… Enfin… Finalement…).
16. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
17. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.
18. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста.
19. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определенной ситуации общения.
Прочее о педагогике:
Организация и проведение внеклассной работы по английскому языку в практике
школы
Внеклассная работа играет важную роль в изучении иностранного языка. Она не только углубляет и расширяет знания, но также способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает ин ...
Сущность понятия дифференциации
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента ...
Современные модели обогащения содержания образования
Современное российское образовательное законодательство не только допускает, но и прямо предполагает различные направления в педагогике и педагогической психологии и соответственно их реализацию в образовательных учреждениях. Существуют образовательные (педагогико-психологические) концепции, по кот ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.