Программа элективного курса для девочек 9-го класса: "Ручная вышивка"
Пояснительная записка:
Ручная художественная вышивка - яркое явление национальной культуры, изучение и приобщение к которой обогащает, доставляет радость. Организация обучения и знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.
Мы уделяем огромное внимание созданию курсов эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.
Настоящая программа составлена для изучения ручных вышивок, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых изделий.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями вышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.
В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов России. Программа включает цели и задачи курса, знания и умения которые должны получить учащиеся, способы оценивания результативности, тематическое планирование, содержание курса, виды занятий, определяет последовательность и объем изучаемого материала, приложения. Программа рассчитана 16 часов - предпрофильный курс.
Основные цели курса:
С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.
Возможность практического применения полученных знаний в быту, компетенции в области самореализации в выборе профессии.
Основные задачи курса:
Сохранить и развивать древний вид искусства - вышивка.
Развивать творческий потенциал учащихся.
Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.
Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.
Спецкурс предполагает сочетание теоретических знаний с практическими элементами умений и навыков.
Формы проведения занятий:
1. Демонстрация изделий.
2. Занятия с элементами лекций.
3. Практические занятия.
4. Самостоятельная работа с литературой.
5. Работа над проектом.
Наглядность:
1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь, мережка, крест.
2. Рисунки - плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.
3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца, салфетки, скатерти в различных техниках.
Учащиеся должны научиться:
1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.
3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
5. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
6. Выполнять работу простым, тамбурным швом, гладевым швом, мережками, декоративными швами, свободными швами, счетным крестом, гобеленовым швом. Выполнять работу качественно, учиться правильно, ухаживать за изделием.
7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
1. Виды ручной вышивки.
2. Историю и традиции вышивки.
3. Способы нанесения рисунка на ткань.
4. Способы закрепления нитей.
5. Способы выдергивания нитей.
6. Способы зашивок.
7. Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
2. Выполнение заданий.
3. Защита проекта.
Преподаватель, который будет работать по данной программе, должен обладать умениями, иметь возможность показать готовые работы и научить азам вышивки.
Тематический план курса
№ пп |
Тема |
Часы |
Теория |
Практика |
1 |
Место вышивки в истории костюма, интерьера. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Виды гладевого шва. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Виды швов крестом. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Другие виды вышивок, их использование. |
2 |
2 | |
6 |
Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. |
2 |
2 | |
7 |
Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Всего: |
16 |
7 |
9 |
Прочее о педагогике:
Словарная работа на уроках русского языка
Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоят ...
Понятие о педагогическом
общении
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретическ ...
Психологические условия формирования свойств личности
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным? – Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека. Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформиро ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.