Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Сравнительный анализ результатов психологического исследования

Сравнительный анализ результатов психологического исследования

Страница 1

Сравнительному анализу были подвергнуты следующие измеренные параметры: степень адаптации по анкете учителя, уровень адаптации с позиции родителей, вегетативный коэффициент, суммарное отклонение, восприятие и отношение учащихся к школьной жизни, учебная мотивация и самооценка учащихся и в «группе риска» уровень развития внимания и тревожность.

С помощью t-критерия Стьюдента были выявлены существенные различия в средних значениях 6 из 9 изученных параметров, полученных в результате диагностики до и после обучения по программе направленной на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников, то есть показатели повышения уровня психологической адаптации статистически значимо возросли. А также при сравнении данных исследования, проведенного с учащимися после обучения по программе и с учащимися контрольной группы были выявлены существенные отличия по показателям: степень адаптации с точки зрения учителя, вегетативный коэффициент, суммарное отклонение, восприятие школьной жизни и самооценка учащихся, кроме позиций настроение, утомляемость и оценка взаимоотношений в классе на вербальном уровне. При этом в группе учащихся посещавших занятия эти показатели выше (некоторые ниже) либо соответствуют, контрольной группе (рис. 10). Таким образом, результаты проведенной работы говорят о том, что целенаправленные действия, ориентированные на повышение уровня адаптации, способствуют психологической адаптированности учащихся имеющих трудности на основе программы, представленной в данной работе, и изменили его с дезадаптации до среднего либо высокого уровня.

Кроме этого, важно отметить, что по наблюдениям родителей и педагогов за детьми, посещающими занятия, повысился уровень внимания и наблюдательности, и снизилась тревожность.

На основании этого можно сделать выводы о том, что программа, направленная на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников является эффективной.

Рисунок 10. Оценка эффективности программы занятий

1. Теоретические анализ проблемы исследования психологической адаптации ребенка к обучению в школе, способы ее диагностики и коррекции позволил выявить, что проблема социально - психологической адаптации личности тесным образом связана с возрастным кризисом 7 лет. Это понятие как комплексное явление и предполагает согласование двух критериев: внешнего, отражающего соответствие психологических и психофизиологических особенностей ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, и внутреннего, связанного с его общим психическим благополучием. Природа адаптации обусловлена различными психологическими и социально - психологическими факторами. Интегративным фактором школьной адаптации можно считать психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. Мотивационная готовность выражается в сформированности у ребёнка познавательных интересов и социальных мотивов учебной деятельности. Среди внутренних психологических факторов школьной адаптации также следует выделить такие личностные образования как самооценка и уровень притязаний. Интегративным социально-психологическим фактором школьной адаптации мы считаем социальную компетенцию, понимаемую как набор навыков общения, включающий социальную ответственность (нормативность), способность к сопереживанию, автономность, вежливость, умение конструктивно решать проблемы.

Адаптация диагностируется в случае отсутствия дезадаптации, а как самостоятельный феномен реже рассматривается авторами. На современном этапе развития существует множество подходов к проблеме диагностики. И поскольку процесс адаптации затрагивает все сферы жизни ребенка, то и при оценке адаптации необходимо использовать системный подход. При оценке эффективности адаптации необходимо учитывать: субъективные и объективные критерии измеряемого параметра, и возрастные и индивидуальные особенности респондентов.

В процессе адаптации у школьников могут возникнуть разные трудности в процессе обучения и задача психолога на этом этапе выявить учащихся, имеющих нарушение адаптации, и оказать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение. Для выявления и уточнения проблем в адаптации психолог использует диагностику всех участников образовательного процесса. При проведении коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений адаптации необходимо четко ставить цели проводимых занятий и отслеживать динамику развития каждого учащегося.

2. Исследование особенностей психологической адаптации учащихся первых классов показало, что для объективности необходима диагностика всех участников образовательного процесса.

3. Были подобраны диагностические методики, позволяющие изучить уровень психологической адаптации ребенка к процессу обучения: проективные и психометрические дл я учащихся, анкета для учителя и родителей. При исследовании психологической адаптации выявились дети, нуждающиеся в помощи и психологическом сопровождении, которые в дальнейшем образовали группу коррекции и прошли обучение по программе.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Особенности использования игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста
В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися деть ми все игры используются с учетом ряда принципов. 1) В первую очередь реализуется принцип деятельности. Каждую игру следует считать деятельностью, а систему игр рассматривать как совокупность разных деятельностей, связанных между собой. Отсюд ...

Современные представления об игре
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...

Содержание и педагогические задачи обучения элективному курсу «Компьютерное математическое моделирование»
Элективные курсы информатического содержания можно условно разделить на два типа. Первый тип - курсы со значительной теоретической компонентой, второй - практико-ориентированные курсы. Курсы первого типа связаны, прежде всего, с информационным моделированием в различных предметных областях; они раз ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru