4. В данной работе особое место уделялось разработке специальной коррекционно-развивающей программы направленной на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников, а также ее апробации.
5. По результатам повторной психологической диагностики можно сказать, что уровень психологической адаптации у детей из группы коррекции существенно повысился в результате прохождения обучения по программе направленной на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников, что говорит об ее эффективности. При сравнении данных исследования, проведенного в экспериментальной группе после обучения по программе и в контрольной группе были выявлены существенные отличия по следующим показателям: степень адаптации с точки зрения учителя, вегетативный коэффициент, суммарное отклонение, восприятие школьной жизни и самооценка учащихся, в экспериментальной группе эти показатели выше и ниже, чем в контрольной группе.
Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пройдет адаптация к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы. Социально-психологическая адаптация младших школьников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений. В общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируются нормы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом.
Проблема социально-психологической адаптации личности тесным образом связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьёзные внутриличностные изменения, когда сама личность становится весьма неустойчивой и незащищённой от негативных воздействий среды. Таким образом, успешность социально - психологической адаптации личности, особенно в периоды возрастных кризисов, определяется соотношением между социальными требованиями к субъекту, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые сформировались у него в результате его предшествующего опыта.
В проведенном исследовании участвовали учащиеся первых классов 38 детей их родители и педагоги. В коррекционно-развивающей работе приняли участие 8 учащихся «группы риска». В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что диагностика всех участников образовательного процесса позволила выявить учащихся имеющих трудности в адаптации. И своевременно оказанная психологическая помощь выявленным учащимся способствовала успешной адаптации в процессе обучения.
Результаты диагностических методик выявили, что экспертная оценка взрослых, педагогов и родителей, по проблеме психологической адаптации детей в процессе обучения отличается. Мнение родителей более субъективно.
Психологическая адаптация в процессе обучения протекает благоприятно. Многие учащиеся ориентированы на получение знаний и заинтересованы в учебной деятельности, которая стала ведущей. У одной треть учащихся обследованных учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования. По самооценке отмечается тенденция к ее завышению учащимися, при этом высокие значения не всегда являются показателем завышенного мнения, а свидетельствуют о позитивном отношении к себе, что служит стимулом к развитию личности и формированию положительного восприятия окружающего мира и способствует успешной адаптации.
И присутствуют учащиеся с очень низким уровнем школьной мотивации. Так же примерно треть учащихся, находится в состоянии компенсируемой усталости, при этом самовосстановление происходит за счет периодического снижения работоспособности, что в процессе дальнейшего обучения может повлиять на самочувствие и успешность ребенка в учебной деятельности. 13% учащихся с преобладанием отрицательных эмоций в школьной жизни. Этим детям необходима помощь со стороны взрослых, поскольку сами они с этой ситуацией справиться не могут. По результатам цветового теста отношений наблюдаются трудности в эмоциональном принятии учителя и сложности во взаимоотношениях с одноклассниками. Эмоциональное самопринятие характерно только для половины учащихся, школа же вызывает тревожные или негативные переживания, которые не всегда осознаются на вербальном уровне, что так же может способствовать возникновению трудностей психологической адаптации.
В результате исследования психологической адаптации всех первоклассников в процессе обучения были выявлены учащиеся, имеющие трудности и попадающие в «группу риска», это дети, нуждающиеся в особом внимании со стороны взрослых, а именно специалиста психолога.
Полученные результаты повторной диагностики по итогам коррекционно-развивающей работы указывают на то, что, подобного рода формирующий эксперимент, оказал своё влияние на положительную динамику прохождения процесса психологической адаптации учащихся к процессу обучения.
Сравнительный анализ результатов диагностики контрольного эксперимента позволяет сделать выводы о том, что программа, направленная на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников является эффективной.
Прочее о педагогике:
Алгоритм внедрения новых направлений деятельности в Центре Развития Ребенка
«ЛИМПИК»
В структуре организации заложен регламент по открытию новых секционных направлений: 1. Основные этапы запуска нового проекта: Подготовительная работа-анализ проекта, позиционирование клуба на рынке услуг; Анализ географического расположения клуба, маркетинговое исследование; Разработка бизнес-плана ...
Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном
процессе
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, ...
Методика применения игровых приёмов при обучении иноязычной лексике
Какое же место игровые приёмы занимают на уроке английского языка? Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения очень велика. К.Д. Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий серьёзной обязанностью ребёнка. При этом о ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.