Образование сегодня » Использование информационных технологий в обучении информационному моделированию учащихся старших классов в рамках элективного курса информатики » Методика преподавания отдельных тем, входящих в курс компьютерного моделирования

Методика преподавания отдельных тем, входящих в курс компьютерного моделирования

Страница 1

Обсудим методические проблемы изложения различных тем, из которых могут быть сконструированы курсы компьютерного моделирования. Порядок чередования этих тем достаточно произволен.

Данное введение целесообразно построить в виде лекции, содержащей в доступной учащимся форме обзор основных принципов абстрактного (по другой терминологии — информационного моделирования вообще и его с помощью компьютеров. В этой беседе можно использовать, в частности, материал, изложенный в начале данной главы.

В ходе лекции учащиеся должны усвоить основополагающие знания о принципах моделирования, разновидностях компьютерного моделирования, основных этапах компьютерного моделирования.

Основные этапы компьютерного моделирования требуют обсуждения. Добиться понимания можно, в первую очередь, на примерах из общеизвестных областей реальности. Сопоставим, например, три модели самолета: детскую игрушку, натурную модель для испытания в аэродинамической трубе и абстрактную модель в видя чертежей. Все они имеют право на жизнь, но назначение у них принципиально различное, далее, могут быть и различные цели, приводящие к построению нескольких различных абстрактных моделей для последующего компьютерного моделирования: например, задачи, решаемые авиаконструктором, мало похожи на задачи, решаемые экономистом, которого заботит стоимость изделия, рентабельность производства и т.п.

Содержательное описание объекта (процесса) служит основой для дальнейшей формализации. Оно включает:

• сведения о физической природе, исследуемого объекта (процесса);

• сведения о количественных характеристиках элементарных составляющих объекта;

• сведения о месте и значении каждого элементарного явлении в общем, процессе функционирования рассматриваемой системы;

• постановку прикладной задачи, определяющей цели моделирования. Формализованная схема объекта (процесса) является промежуточным звеном между содержательным описанием и моделью и разрабатывается тогда, когда из-за сложности исследуемого процесса непосредственный переход от содержательного описания к модели затруднен. Вид формализованной схемы зависит от типа моделирования. В следующих подразделах приведено несколько примеров формализованных схем.

Одна из задач изучения этой темы — дать учащимся введение в системологию, сформулировать отчетливое понимание терминов «система» и «структура». Вслед за этим последует отработка как содержательных, так и технических навыков структурирования информации на уровне, принятом в современной информатике.

Вводная лекция может быть посвящена следующим вопросам:

• что такое система и структура;

• о системах искусственных и естественных;

• что такое «системный подход»;

• о системологии и информатике.

Цель этой лекции состоит в подведении учащихся к осознанию фундаментальных понятий структура и система, а также к осознанию того, что организация любой системы, выделение в ней элементов и представление вопросам, а к технологиям переходим позже, используя их как орудие реализации классификационных моделей.

На данном этапе уместно подробнее остановиться на информационных моделях, отражающих процессы возникновения, передачи, преобразования и использования информации в системах различной природы. Начать целесообразно с определения основных понятий информационного моделирования, поясняя их примерами и закрепляя путем решения задач. Вначале целесообразней разобрать пример структурирования информации путем выделения элементов (характеристик) некоторого сложного объекта. При этом целесообразно построить несколько моделей одного и тога же объекта.

Пример 1. Выделение характеристик.

Рассматриваемый объект — компьютер. Создадим несколько экземпляров описания, которые могут составить базу для построения информационной модели.

Экземпляр 1. Набор характеристик:

• фирма-изготовитель;

• место в компьютерной классификации (т.е. персональный, main-frame и т.д.);

• год изготовления;

• поколение.

Экземпляр 2. Набор характеристик:

• фирма-изготовитель;

• тип процессора;

• материнская плата;

• тип монитора;

• тип принтера.

Экземпляр 3. Набор характеристик:

• фирма-изготовитель;

• тактовая частота процессора;

• максимальная разрешающая способность монитора;

• объем ОЗУ;

• емкость винчестера.

Каждый из построенных экземпляров описания — простейшая информационная модель компьютера; совокупность экземпляров — также информационная модель. Модели эти несовершенны, так как в них нет важнейшего элемента — указания взаимосвязей между экземплярами и характеристиками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Использование детской литературы в формировании временных представлений детей дошкольного возраста
Выделенные выше особенности восприятия времени и его основных характеристик детьми дошкольного возраста, а также раскрытие понятия детская литература и её жанров, позволили описать методику формирования временных представлений детей дошкольного возраста, как основы для использования детской литерат ...

Игры, возникающие по инициативе ребенка
В дошкольном возрасте ведущими являются игры, возникающие по инициативе ребёнка, т.е. самодеятельные. В них дети сами задают цель игры, выбирают средства и способы ее осуществления, сами создают игровые проблемные ситуации и находят решения доступными им игровыми способами. Эти игры представляются ...

Семья, как причина развития девиантного поведения
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru