Образование сегодня » Развитие слухоречевой памяти у детей » Особенности развития памяти младших школьников с умственной отсталостью

Особенности развития памяти младших школьников с умственной отсталостью

Страница 1

Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии.

В 40 – 60 годы значительный вклад в изучение проблемы памяти детей с умственной отсталостью внесли экспериментально – психологические исследования Е.М. Кудрявцевой, А.И. Липкиной, М.М. Нудельмана, И.М. Соловьева и др.

В процессе многообразной деятельности человеку часто необходимо использовать приобретенные знания и накопленный опыт. Это становится возможным на основе памяти. В памяти выделяют три процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта и текущих событий .

У учащихся с умственной отсталостью память формируется в процессе деятельности так же, как у нормально развивающихся школьников. Функциональное развитие процессов памяти зависит от деятельности личности .

Память детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью развита очень слабо. Это особо ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал – яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Но и они сохраняются в их памяти ненадежно.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста имеют определенные особенности.

Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным. У младших школьников с умственной отсталостью не обнаруживается преимуществ преднамеренного запоминания перед непреднамеренным. Когда детям с умственной отсталостью читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание. Не владея преднамеренными процессами, они воспринимают лишь то, что произвело на них впечатление – понравилось, привлекло, напугало.

Сохранение того или иного материала в памяти у учащихся с умственной отсталостью имеет свои особенности. Нарушение процесса сохранения у младших школьников с умственной отсталостью выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. Сохраняется не смысловое целостное содержание запоминаемого материала, а отдельные фрагменты, броские по цвету, форме, звучанию .

Воспроизведение находится в зависимости от качества запоминания и сохранения. У детей с умственной отсталостью этот процесс также имеет свои особенности. При отсроченном и моментальном воспроизведении обнаруживаются привнесения и замещения; нередко воспроизведенный материал искажается. Причем при отсроченном воспроизведении эти недостатки оказываются выраженными в большой степени. В воспроизведенном материале нередко обнаруживаются отождествления, нарушение последовательности, неполнота содержания. Наибольшие искажения встречаются при воспроизведении словесного материала.

Формирование смысловых и ассоциативных связей у умственно отсталых протекает с большими нарушениями. Смысловые связи искажаются, замещаются привнесениями, оказываются структурно неоформленными. Ассоциативные связи быстро угасают, случайно заменяются. Образная память преобладает над словесно – логической.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Недостатки традиционного способа знакомства детей с числом
Центральным понятием, формируемым в курсе математики начального звена, является понятие числа. Способы введения понятия о числе и счете в I классе разработаны в методике преподавания арифметики особенно детально. Имеется большая психологическая литература относительно условий формирования начальног ...

Организация самостоятельной работы как самостоятельной познавательной деятельности
От того, как определяется понятие «самостоятельная работа», зависят ее организация и проведение. Мы рассматриваем самостоятельную работу именно как самостоятельную познавательную деятельность, которая включает не только действия по выполнению упражнений различного типа, но и действия самостоятельно ...

Правила округления чисел
Данные в условии задачи числа, имеющие разную точность, придётся округлять, приступая к тем или иным математическим действиям. Поэтому следует сформулировать правила, согласно которым округления будут выполнены корректно и с минимальной погрешностью. Для начала введём определения. Округлением десят ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru