Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.
Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного на другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.
Обязанности мужа
Существует пять способов, которыми хороший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:
- почитание её;
- уважительное к ней отношение;
- верность;
- признание её авторитета;
- проявление своей любви к ней с помощью подарков.
Обязанности жены
Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:
- хорошее ведение домашнего хозяйства;
- гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;
- верность;
- забота об имуществе семьи;
- мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.
Также Будда говорил, что хорошая жена:
- относится к мужу с любящей симпатией, как мать;
- проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;
- рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;
- послушна и верна ему, как верный слуга семьи.
Бракосочетание
Согласно традиции перед женитьбой человек, исповедующий буддизм, должен провести хотя бы три месяца в монастыре, чтобы изучать буддизм и совершенствовать свою духовную жизнь. Только после такого обучения человек считается того, чтобы стать мужем. Обычно первым вопросом к жениху бывает, завершил ли он своё пребывание в монастыре.
В большинстве буддистских общин бракосочетание не является религиозным обрядом, хотя утром этого дня в дом невесты приглашаются монахи. Им предлагают специальную праздничную трапезу и в ответ они читают отрывки из буддистских писаний, призванные защитить невесту и жениха. Затем – до того, как начнётся обряд бракосочетания, - монахи возвращаются в монастырь. Они никогда не участвуют в самой церемонии.
Сексуальность
Будда не осуждал сексуальное влечение, но указывал, что к нему можно относиться по-разному:
- мы можем зависеть от нашей сексуальности в той мере, в какой она даёт нам праведное земное удовольствие и счастье; при этом оба, и мужчина и женщина, сильно зависят друг от друга;
- мы можем злоупотреблять сексуальностью и извращать её похотью, ненавистью и алчностью. Если мы будем поступать так, то принесём боль и страдания и другим людям, и самим себе;
- мы можем жить, не будучи зависимыми от сексуальности, но и не игнорируя её естественную природу; таким образом, мы освободимся от зависимости от неё.
Последнее есть Средний путь, в котором сексуальность признаётся и воспринимается с пониманием, но без потворства тем её проявлениям, которые ведут к страданиям. При этом человек перестаёт быть рабом своих сексуальных желаний. Буддизм учит, что только в браке мы можем испытать любовь, свободную от похоти и чувства вины, так как здесь секс становится естественным выражением глубоких любящих отношений.
Буддисты считают, что сексуальные отношения до брака приносят страдания, т.к. будучи основаны главным образом на стремлении к удовольствию, а не на истинной любви, они препятствуют нашему духовному росту. Наши желания приобретают в этом случае ещё большую власть над нами, и мысли о сексе заполняют наш ум. Используя других людей как средство для удовлетворения наших собственных желаний, мы никогда не сможем по-настоящему узнать этих людей. Это вносит в отношения пустоту и вследствие этого чувство одиночества. Чтобы убежать от одиночества, люди пытаются найти другого партнёра, тем самым только усугубляя проблемы. Для буддистов сексуальная свобода – это свобода от власти сексуальных желаний.
Прочее о педагогике:
Требования к текстам при обучении изучающему чтению
Наиболее значимыми компонентами в процессе обучения видам чтения являются: выбор текста, формулировка задания и форма контроля. Существует ряд требований к текстам, при помощи которых у учащихся развивается навык чтения. Тексты, которые используются в учебном процессе, должны соответствовать коммун ...
Анализ понятий, связанных с математическим моделированием
Б.В.Бирюков, Ю.А. Гастеев отмечают, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, является формой отражения действительности и заключается в выявлении или в воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов, предметов и явлений с помощью других объектов, процессов, яв ...
Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме творческого мышления
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемами творческого мышления начали заниматься сравнительно недавно в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.