Образование сегодня » Формирование социализации учащихся начальной школы » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемами творческого мышления начали заниматься сравнительно недавно в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных теоретических и экспериментальных направлений.

Мышление в качестве репродуктивного процесса исследовали асоцианисты и бихевиористы (Бен, А. Вейс, И. Гербарт Д. Гартли, Ж. Леб, Т. Рибо, Б. Скиннер, Э. Торндайк), которые предполагали, что новое выступает как результат усложнения или перекомбинации на основе сходства имеющихся элементов прошлого опыта. Само же решение задач протекает на основе механических проб и ошибок или актуализации определенной системы ранее сформированных операций.

Подход к мышлению как к чисто продуктивному процессу представлен в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка), представители которой считали, что новое характеризуется оригинальностью, возникающей в проблемной ситуации при преодолении барьера прошлого опыта, мешающего поиску нового. Преобразование первоначальных проблем приводит к разрешению ситуации, но само решение возникает внезапно, в порядке инсайта, зависящего от объективных условий задачи, а не от активности самого субъекта, от его опыта.

В дальнейшем психологическая наука пошла по пути автономного направления изучения мышления - Дж. Гилфорд, Е. Торранс выделяли дивергентное и конвергентное мышление, Э. де Боно - вертикальное и латеральное, Я. А. Пономарев, 3. И. Калмыкова, А. М. Матюшкин обратились к проблеме деления мышления на продуктивное и репродуктивное.

Дж. Гилфорд, Е. Торранс полагали, что творческое мышление является результатом взаимодействия интеллекта и креативности как независимых факторов. Основные особенности творческого мышления - это семантическая гибкость (способность представлять объект под новым углом зрения, расширять функциональное применение на практике); образная адаптивная гибкость (способность видеть скрытые от наблюдения стороны объекта); оригинальность (стремление к интеллектуальной новизне, способность к отдаленным ассоциациям); семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать идеи в необычных ситуациях). Дж. Гилфорд и Е. Торранс пришли к выводу о влиянии высокого уровня интеллекта на высокий уровень творческости, хотя у многих людей с высоким уровнем IQ встречается низкий показатель дивергентного мышления.

Центральным звеном теории мышления Э. де Боно является разграничение мыслительных процессов на латеральные и вертикальные, которые дополняют друг друга и определяют метод использования мыслительного аппарата. Э. де Боно определил вертикальное мышление как определенный способ обработки информации, результатом которого становится создание стереотипов. Латеральное мышление является творческим даром, направлено на изменение уже существующих моделей. Цель латерального мышления состоит в описании процесса решения проблемы, в генерации идей. В то же время латеральное мышление тесно связано с интуицией (перестройка моделей) и творчеством (создание условий для новых моделей). Основные функции латерального мышления состоят в пересмотре старых моделей на основе разрушения для новой группировки элементов информации; разрушение стереотипов, создание новых моделей. Скачкообразный путь развития идеи, немотивированная перегруппировка элементов, расширение информационного поля, включение «боковой» информации - главные способы изменения и развития информации. По мнению Э. де Боно, латеральное мышление имеет много общего с творческим мышлением, однако последнее связано с вдохновением, талантом, артистизмом. Итогом творчества можно считать описание конкретного результата, в то время как латерального описание процесса.

Я. А. Пономарев полагал, что мышление различается по степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта, и поэтому мыслительный процесс можно разделить на продуктивный и репродуктивный. В качестве процессуальных характеристик творчества он рассматривает: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых ситуациях, видение новой функции знакомого объекта, понимание структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Я. А. Пономарев разработал абстрактно-аналитический подход к определению природы творчества. Одним из важных выводов, к которым пришел психолог, является представление о «биполярности» творческого процесса. Психологический механизм творчества состоит из противоположных элементов: «непроизвольное + произвольное», «импульсивное + волевое», «бессознательное + сознательное», «стимуляция + мотивация».

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса
Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие". Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том ...

Сущность понятия дифференциации
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента ...

Принципы и закономерности процесса обучения и их реализация в деятельности учителя
Общие образовательные закономерности: а) направленность образования на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; б) деятельностный характер обучения и воспитания; в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной деятельности; г) проявление уважения и требоват ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru